12 мая / воскресенье, 19.00
«ВРЕМЕНА ГОДА» ВИВАЛЬДИ и «ЧУДО» ГАЙДНА
лауреаты Международных конкурсов
Константин Казначеев, скрипка
Владимир Вяткин, гобой
Алексей Шевченко, орган
Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
Дирижер – заслуженный артист России Виктор Луценко
Блистательный камерный оркестр «Инструментальная капелла» объединил в одной программе три симфонических шедевра, за каждым из которых стоит увлекательная история. Уникальный орган собора тоже будет звучать в этот вечер: известный российский органист Алексей Шевченко исполнит один из шедевров И. С. Баха.
«Времена года» — самое известное сочинение Вивальди. Необычным для того времени было то, что Вивальди издал цикл концертов с сопровождающими его стихами (возможно, написанными самим композитором), в которых пояснялось, какие именно события соответствуют каждому времени года и изображаются в музыке. Так Вивальди создал один из первых примеров того, что позже назовут программной музыкой — музыкой, рассказывающей историю. А рассказывает он блистательно: не случайно «Времена года» давно сохраняют место в десятке самых исполняемых произведений классического репертуара.
Симфония № 96 открыла первый «сезон Гайдна» в Лондоне в марте 1791 года. Композитор, который выехал за пределы Европы, старался восхитить незнакомую ему публику, и музыка симфонии получилась насыщенной, яркой и праздничной, полной неожиданных контрастов и сюрпризов. Название «Чудо» она получила в силу случайных обстоятельств.
Так как Гайдн впервые предстал перед английской аудиторией, многие зрители встали со своих мест и подошли к оркестру, чтобы поприветствовать аплодисментами и лучше рассмотреть знаменитого маэстро. Едва они это сделали, с потолка в середину партера обрушилась люстра. Падение вызвало сильный переполох, но лишь двое получили ушибы. В зале раздались восклицания: «Чудо! чудо!», а Гайдн был глубоко тронут тем, что невольно оказался спасителем многих людей. И хотя современные ученые доказали, что чудесный случай произошел во время исполнения в Лондоне не 96-й, а 102-й симфонии, название закрепилось – возможно, именно потому, что музыка Симфонии № 96 самая волшебная из всех лондонских симфоний Гайдна.
Сомневаются ученые и в том, что замечательный концерт для гобоя с оркестром до мажор принадлежит Гайдну: об этом говорят многие прямые и косвенные признаки. Гайдну, как и Баху, не раз приходилось становиться объектом подобных мистификаций. Однако, кто бы ни был автором, ему удалось создать блестящий образец классического концерта с яркими мелодиями и виртуозной партией солиста. Не случайно сочинение прочно входит в репертуар гобоистов; и пусть оно не принадлежит Гайдну — сердца слушателей во всем мире принадлежат этой музыке.
В программе:
Антонио Вивальди (1678-1741)
Концерты «Зима» и «Лето» из цикла «Времена года»
И. С. Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548
Йозеф Гайдн (1732-1809)
Концерт для гобоя с оркестром до мажор
Симфония №96 ре мажор, «Чудо»