Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

21 апреля / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА BWV 12, 21 Сезон второй «Веймарские кантаты». Концерт пятый.

21 апреля / воскресенье 19.00                                                                        Пасхальный концерт!

«Все кантаты Баха» с Романом Насоновым
Сезон второй «Веймарские кантаты». Концерт пятый

Ансамбль старинной музыки Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко

лауреат Международного конкурса
Алексей Шмитов, орган

Грандиозный проект продолжает знакомить российскую публику с кантатами великого Иоганна Себастьяна Баха. Они звучат в аутентичной атмосфере собора на исторических инструментах при участии лучших исполнителей старинной музыки с комментариями доцента Московской консерватории Романа Насонова. В программе пасхального концерта — одна из самых знаменитых кантат Баха «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen», предназначенная на 3-е воскресенье по Пасхе, и кантата «Ich hatte viel Bekümmernis», созвучная празднику движением от скорби к радости.

Как всегда исполнение кантат будет предваряться звучанием исторического органа собора. Алексей Шмитов исполнит органные шедевры Баха, связанные по духу с музыкой кантат и настраивающие на их восприятие.

2 марта 1714 года Бах, служивший в Веймаре, получил повышение и стал концертмейстером придворного ансамбля. С этого времени сочинение кантат для регулярных церковных служб входило в его обязанности. Кантаты №12 и 21 были в первой пятерке, созданной и исполненной на новом посту. Обе они написаны, по-видимому, на либретто Соломона Франка, секретаря Веймарской консистории, — едва ли не лучшего поэта, с которым довелось работать Баху, не случайно в Веймаре композитор пользовался в основном его текстами.

Кантаты объединяет общая тема: размышления о страданиях, которые сопровождают путь христианина в земном мире, об утешении, которое дает присутствие в жизни Бога, и о той радости, которую человек чает получить на небесах. Есть между ними и буквальные переклички: обе они открываются инструментальными симфониями с выразительным соло гобоя с последующими скорбными хорами – великими образцами своего жанра; важную роль в обеих играют мелодии церковных песен, в обеих финал обещает (более сдержанно — в №12, торжественно — в №21) радость и утешение. 

Кантата №12 «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» («Стенанья, плач, заботы и тревоги») стала второй в ряду веймарских кантат. Впервые она прозвучала 12 апреля 1714 года. Ее либретто тесно связано с чтением дня: Первым посланием апостола Петра и фрагментом прощальной беседы Христа со своими учениками из Евангелия Иоанна (знаменитые строки первого хора — гениальный поэтический парафраз слов «Истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете»; однако не забыта и 22-ая строка — «Но я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас»). Оба текста говорят о терпении, которое должен проявить христианин, не случайно в речитативе звучат слова  из «Деяний апостолов»: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».

Помимо превосходной симфонии и знаменитого хора «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» в форме пассакалии на остинатный хроматический бас (позднее Лист создал на тему хора известные вариации, а бас — риторическая фигура passus duriusculus — лег в основу не менее знаменитого хора в Мессе си минор Баха), кантату прославила ария альта с замечательным начальным образом «Крест и венец неразделимы».

Кантата №21 «Ich hatte viel Bekümmernis» («Умножались скорби в сердце моем») — подлинная жемчужина баховского наследия. Она впервые прозвучала 17 июня 1714 года, и позднее Бах еще не раз к ней возвращался. Ее либретто соткано из библейских изречений, в каждом из которых заключена названная выше антитеза: скорбь — утешение. Не случайно в предпоследнем хоре цитируется духовная песня, известная как «Песнь утешения», а в финальном хоре — торжественном, до-мажорном, чей праздничный характер подчеркнут трубами и литаврами — утверждается радость.

 

 

В программе: И. С. Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга фа минор, BWV 534

Кантата № 12 «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» / «Стенанья, плач, заботы и тревоги» 

Три хорала из Третьей части «Клавирных упражнений» (Органной мессы):
«Kyrie, Gott Faterin Ewigkeit», BWV 67
«Christe, alle Welt Trost», BWV 673
«Kyrie, Gott heiliger Geist», BWV 674

Фантазия и фуга до минор, BWV 537

Кантата № 21 «Ich hatte viel Bekümmernis» / «Умножались скорби в сердце моем»

Исполнители

Алексей Шмитов

Алексей Шмитов / орган 

органист и композитор, лауреат Международного конкурса органистов в Германии, член Союза композиторов России, постоянный участник различных международных фестивалей. Выступал с сольными концертами практически во всех городах России, где установлены органы, гастролировал в Финляндии, Голландии, Франции, Италии, Швейцарии, Ливане, а также в Сирии, где в течение нескольких лет был профессором классов органа и клавесина в Высшем институте театра и музыки г. Дамаска. С 2009 г. преподает на кафедре органа и клавесина РАМ им. Гнесиных. В его репертуаре романтическая и современная музыка, произведения Ренессанса и эпохи барокко. 

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского (2008).

Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса. Работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers.

В 2007 создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD.

В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И.С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения.

В сезоне 2020/21 выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А.В. Свешникова. 

В настоящее время Олег Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Российский музыковед, ученик Ю.Н. Холопова и М.А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории.
Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета.
Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru).
Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра.
Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
19 мая / 19:00
Волшебный дуэт виртуоза «ангельского органа» Александра ЛЕМЕШЕВА и органистки Олеси КРАВЧЕНКО подарит возможность по-новому услышать любимые шедевры классической музыки.
23 мая / 20:00
Даниэль САЛЬВАДОР исполняет на историческом органе собора сочинения семнадцати (17!) разных Бахов — ближайших и дальних родственников Иоганна Себастьяна!
25 мая / 21:00
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве — величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра. Масштабная проекция!
26 мая / 20:00
Лейпцигские кантаты Баха на период после Пасхи в очередном концерте грандиозного проекта Collegium Musicum и Олега РОМАНЕНКО — Все кантаты Баха с Романом НАСОНОВЫМ.
30 мая / 20:00
Доцент Высшей школы церковной музыки в Гейдельберге Мария МОХОВА выстраивает шедевры Баха, Мендельсона и Регера как захватывающее музыкальное путешествие в Лейпциг.
Ближайшие концерты
19 мая / 19:00 – 20:30
Волшебный дуэт виртуоза «ангельского органа» Александра ЛЕМЕШЕВА и органистки Олеси КРАВЧЕНКО подарит возможность по-новому услышать любимые шедевры классической музыки.
Билеты от 800₽
23 мая / 20:00 – 21:30
Даниэль САЛЬВАДОР исполняет на историческом органе собора сочинения семнадцати (17!) разных Бахов — ближайших и дальних родственников Иоганна Себастьяна!
Билеты от 600₽
25 мая / 21:00 – 22:15
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве — величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра. Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
26 мая / 20:00 – 21:30
Лейпцигские кантаты Баха на период после Пасхи в очередном концерте грандиозного проекта Collegium Musicum и Олега РОМАНЕНКО — Все кантаты Баха с Романом НАСОНОВЫМ.
Билеты от 600₽
30 мая / 20:00 – 21:30
Доцент Высшей школы церковной музыки в Гейдельберге Мария МОХОВА выстраивает шедевры Баха, Мендельсона и Регера как захватывающее музыкальное путешествие в Лейпциг.
Билеты от 800₽
2 июня / 19:00 – 20:30
Фестиваль «Лето в соборе» открывает блистательная и звонкая программа — солисты оркестра Большого театра, трубачи-виртуозы Степан БАЧЕВИЧ и Михаил ГАЙДУК в ансамбле органисткой Натальей УЖВИ исполняют знаменитые шедевры барокко.
Билеты от 800₽
6 июня / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Мария Лесовиченко — орган Ансамбль солистов ADVANCE Художественный руководитель — Илья ЛОЛЕЙТ В программе: В. А. Моцарт и др.
Билеты от 800₽
8 июня / 18:00 – 19:30
Грандиозное звучание исторического органа и исповедальное соло голоса — испытать уникальный слушательский опыт предлагают органистка Анна ОРЛОВА и солистка ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Варвара КОТОВА.
Билеты от 800₽
9 июня / 19:00 – 20:30
Захватывающее музыкальное путешествие в сказочную Норвегию с бессмертной музыкой Эдварда Грига и масштабной проекцией.
Билеты от 800₽
13 июня / 20:00 – 21:30
Ко Дню португальского языка и сообщества португалоговорящих стран.
Билеты от 800₽
16 июня / 19:00 – 20:30
Александр ФИСЕЙСКИЙ – орган
Билеты от 800₽
20 июня / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Мария БЛАЖЕВИЧ — орган В программе: И. С. Бах и авторские органные фантазии на темы рок-хитов The Beatles, Roxette, Scorpions, Deep Purple, Led Zeppelin и др.
Билеты от 1400₽
27 июня / 20:00 – 21:30
Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
29 июня / 21:00 – 22:15
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова Дирижер — Олег РОМАНЕНКО
Билеты от 1400₽
30 июня / 20:00 – 21:30
Ансамбль Collegium Musicum, Олег РОМАНЕНКО, Роман НАСОНОВ. В программе: кантаты BWV 37, BWV 194
Билеты от 600₽
4 июля / 20:00 – 21:30
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаил в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
Билеты от 800₽
11 июля / 20:00 – 21:30
Играет Юлия ГЛАЗКОВА— орган 
Билеты от 800₽
14 июля / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
18 июля / 20:00 – 21:30
Николай ЛЬГОВСКИЙ — гонги, плоские колокола-била Фёдор СТРОГАНОВ — орган
Билеты от 1400₽
1 августа / 20:00 – 21:30
лауреат международных конкурсов Фёдор СТРОГАНОВ орган, фортепиано
Билеты от 800₽
Работает на Cornerstone