Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

21 апреля / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА BWV 12, 21 Сезон второй «Веймарские кантаты». Концерт пятый.

21 апреля / воскресенье 19.00                                                                        Пасхальный концерт!

«Все кантаты Баха» с Романом Насоновым
Сезон второй «Веймарские кантаты». Концерт пятый

Ансамбль старинной музыки Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко

лауреат Международного конкурса
Алексей Шмитов, орган

Грандиозный проект продолжает знакомить российскую публику с кантатами великого Иоганна Себастьяна Баха. Они звучат в аутентичной атмосфере собора на исторических инструментах при участии лучших исполнителей старинной музыки с комментариями доцента Московской консерватории Романа Насонова. В программе пасхального концерта — одна из самых знаменитых кантат Баха «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen», предназначенная на 3-е воскресенье по Пасхе, и кантата «Ich hatte viel Bekümmernis», созвучная празднику движением от скорби к радости.

Как всегда исполнение кантат будет предваряться звучанием исторического органа собора. Алексей Шмитов исполнит органные шедевры Баха, связанные по духу с музыкой кантат и настраивающие на их восприятие.

2 марта 1714 года Бах, служивший в Веймаре, получил повышение и стал концертмейстером придворного ансамбля. С этого времени сочинение кантат для регулярных церковных служб входило в его обязанности. Кантаты №12 и 21 были в первой пятерке, созданной и исполненной на новом посту. Обе они написаны, по-видимому, на либретто Соломона Франка, секретаря Веймарской консистории, — едва ли не лучшего поэта, с которым довелось работать Баху, не случайно в Веймаре композитор пользовался в основном его текстами.

Кантаты объединяет общая тема: размышления о страданиях, которые сопровождают путь христианина в земном мире, об утешении, которое дает присутствие в жизни Бога, и о той радости, которую человек чает получить на небесах. Есть между ними и буквальные переклички: обе они открываются инструментальными симфониями с выразительным соло гобоя с последующими скорбными хорами – великими образцами своего жанра; важную роль в обеих играют мелодии церковных песен, в обеих финал обещает (более сдержанно — в №12, торжественно — в №21) радость и утешение. 

Кантата №12 «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» («Стенанья, плач, заботы и тревоги») стала второй в ряду веймарских кантат. Впервые она прозвучала 12 апреля 1714 года. Ее либретто тесно связано с чтением дня: Первым посланием апостола Петра и фрагментом прощальной беседы Христа со своими учениками из Евангелия Иоанна (знаменитые строки первого хора — гениальный поэтический парафраз слов «Истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете»; однако не забыта и 22-ая строка — «Но я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас»). Оба текста говорят о терпении, которое должен проявить христианин, не случайно в речитативе звучат слова  из «Деяний апостолов»: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».

Помимо превосходной симфонии и знаменитого хора «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» в форме пассакалии на остинатный хроматический бас (позднее Лист создал на тему хора известные вариации, а бас — риторическая фигура passus duriusculus — лег в основу не менее знаменитого хора в Мессе си минор Баха), кантату прославила ария альта с замечательным начальным образом «Крест и венец неразделимы».

Кантата №21 «Ich hatte viel Bekümmernis» («Умножались скорби в сердце моем») — подлинная жемчужина баховского наследия. Она впервые прозвучала 17 июня 1714 года, и позднее Бах еще не раз к ней возвращался. Ее либретто соткано из библейских изречений, в каждом из которых заключена названная выше антитеза: скорбь — утешение. Не случайно в предпоследнем хоре цитируется духовная песня, известная как «Песнь утешения», а в финальном хоре — торжественном, до-мажорном, чей праздничный характер подчеркнут трубами и литаврами — утверждается радость.

 

 

В программе: И. С. Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга фа минор, BWV 534

Кантата № 12 «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» / «Стенанья, плач, заботы и тревоги» 

Три хорала из Третьей части «Клавирных упражнений» (Органной мессы):
«Kyrie, Gott Faterin Ewigkeit», BWV 67
«Christe, alle Welt Trost», BWV 673
«Kyrie, Gott heiliger Geist», BWV 674

Фантазия и фуга до минор, BWV 537

Кантата № 21 «Ich hatte viel Bekümmernis» / «Умножались скорби в сердце моем»

Читать дальше...
Исполнители

Алексей Шмитов

Алексей Шмитов / орган 

органист и композитор, лауреат Международного конкурса органистов в Германии, член Союза композиторов России, постоянный участник различных международных фестивалей. Выступал с сольными концертами практически во всех городах России, где установлены органы, гастролировал в Финляндии, Голландии, Франции, Италии, Швейцарии, Ливане, а также в Сирии, где в течение нескольких лет был профессором классов органа и клавесина в Высшем институте театра и музыки г. Дамаска. С 2009 г. преподает на кафедре органа и клавесина РАМ им. Гнесиных. В его репертуаре романтическая и современная музыка, произведения Ренессанса и эпохи барокко. 

Олег Романенко

Дирижер – Олег Романенко

Выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве и др. В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

барочный оркестр орган солисты хор Бах И. С.
анонсы
7 марта / 19:00
Самые популярные сочинения И. С. Баха – от «школьных» инвенций до «Страстей по Матфею» — в дуэте органа и саксофона.
8 марта / 16:00
Знаменитый цикл Антонио Вивальди и remix барочного шедевра от британского композитора Макса Рихтера — гипнотическое сочетание минимализма, кинематографической атмосферности и неоклассики. Топ чартов в 22 странах!
13 марта / 18:00
Больше, чем просто концерт. Это путешествие в пространстве и времени. В нем, как в самом Иерусалиме, смешалась музыка Востока и Запада, прошлого и настоящего, авторские и анонимные сочинения.
14 марта / 19:00
Четвертый концерт цикла. Шедевры Баха и редкие сочинения композиторов петербургской школы исполнении выдающегося российского органиста.
21 марта / 19:00
Концерт приходится на время Великого поста, и в центре программы уникальное для наследия Баха сочинение — мотет «Искупи, Всевышний, мои грехи», представляющий собой переработку Stabat Mater Перголези.
Ближайшие концерты
7 марта / 19:00 – 20:30
Самые популярные сочинения И. С. Баха – от «школьных» инвенций до «Страстей по Матфею» — в дуэте органа и саксофона.
8 марта / 16:00 – 17:30
Знаменитый цикл Антонио Вивальди и remix барочного шедевра от британского композитора Макса Рихтера — гипнотическое сочетание минимализма, кинематографической атмосферности и неоклассики. Топ чартов в 22 странах!
13 марта / 18:00 – 19:30
Больше, чем просто концерт. Это путешествие в пространстве и времени. В нем, как в самом Иерусалиме, смешалась музыка Востока и Запада, прошлого и настоящего, авторские и анонимные сочинения.
14 марта / 19:00 – 20:30
Четвертый концерт цикла. Шедевры Баха и редкие сочинения композиторов петербургской школы исполнении выдающегося российского органиста.
21 марта / 19:00 – 20:30
Концерт приходится на время Великого поста, и в центре программы уникальное для наследия Баха сочинение — мотет «Искупи, Всевышний, мои грехи», представляющий собой переработку Stabat Mater Перголези.
27 марта / 21:00 – 22:10
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра.
28 марта / 19:00 – 20:30
Spring in the city: Бах, Вивальди, Пьяццолла Иван Дыма - саксофоны Никита Неделько - гитара Юлия Иконникова - орган Большой ансамбль саксофонов им. Шнитке
4 апреля / 20:00 – 21:30
Пасхальный концерт! Великая музыка света, надежды и радости!
11 апреля / 19:00 – 20:20
Фёдор Строганов, орган
15 апреля / 20:00 – 21:15
Средневековая музыка возвращается в Москву! VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года
17 апреля / 18:00 – 19:30
Константин Казначеев (скрипка), Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
18 апреля / 19:00 – 20:20
Средневековая музыка возвращается в Москву! VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года.
22 апреля / 20:00 – 21:20
Средневековая музыка возвращается в Москву! VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года
24 апреля / 21:00 – 22:05
Ансамбль Collegium Musicum, дирижер Олег РОМАНЕНКО
25 апреля / 19:00 – 20:45
Кантаты на третий день Пасхи № 134«Ein Herz, das seinen Jesum lebend weiß» («Се познаёт душа воскресшего Иисуса») № 145 «Ich lebe, mein Herze, zu deinem Ergötzen» («Я жив, о Моё чадо, к услажденью твоему»)
16 мая / 19:00 – 20:30
Концерт пятый БАХ И ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА В программе: И. С. Бах, О. Мессиан, С. Губайдулина, А. Шнитке
30 мая / 19:00 – 20:45
Кантаты на Троицу № 176 «Es ist ein trotzig und verzagt Ding» («Лукаво сердце человеческое более всего») № 129 «Gelobet sei der Herr, mein Gott» («Слава Тебе, Господи, мой Боже»)
27 июня / 19:00 – 20:45
Кантаты на рождество Иоанна Предтечи № 167 «Ihr Menschen, rühmet Gottes Liebe» («Восславьте, люди, Божию любовь») № 7 «Christ unser Herr zum Jordan kam» («Христос Господь на Иордан пришёл»)
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone