Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

21 апреля / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА BWV 12, 21 Сезон второй «Веймарские кантаты». Концерт пятый.

21 апреля / воскресенье 19.00                                                                        Пасхальный концерт!

«Все кантаты Баха» с Романом Насоновым
Сезон второй «Веймарские кантаты». Концерт пятый

Ансамбль старинной музыки Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко

лауреат Международного конкурса
Алексей Шмитов, орган

Грандиозный проект продолжает знакомить российскую публику с кантатами великого Иоганна Себастьяна Баха. Они звучат в аутентичной атмосфере собора на исторических инструментах при участии лучших исполнителей старинной музыки с комментариями доцента Московской консерватории Романа Насонова. В программе пасхального концерта — одна из самых знаменитых кантат Баха «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen», предназначенная на 3-е воскресенье по Пасхе, и кантата «Ich hatte viel Bekümmernis», созвучная празднику движением от скорби к радости.

Как всегда исполнение кантат будет предваряться звучанием исторического органа собора. Алексей Шмитов исполнит органные шедевры Баха, связанные по духу с музыкой кантат и настраивающие на их восприятие.

2 марта 1714 года Бах, служивший в Веймаре, получил повышение и стал концертмейстером придворного ансамбля. С этого времени сочинение кантат для регулярных церковных служб входило в его обязанности. Кантаты №12 и 21 были в первой пятерке, созданной и исполненной на новом посту. Обе они написаны, по-видимому, на либретто Соломона Франка, секретаря Веймарской консистории, — едва ли не лучшего поэта, с которым довелось работать Баху, не случайно в Веймаре композитор пользовался в основном его текстами.

Кантаты объединяет общая тема: размышления о страданиях, которые сопровождают путь христианина в земном мире, об утешении, которое дает присутствие в жизни Бога, и о той радости, которую человек чает получить на небесах. Есть между ними и буквальные переклички: обе они открываются инструментальными симфониями с выразительным соло гобоя с последующими скорбными хорами – великими образцами своего жанра; важную роль в обеих играют мелодии церковных песен, в обеих финал обещает (более сдержанно — в №12, торжественно — в №21) радость и утешение. 

Кантата №12 «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» («Стенанья, плач, заботы и тревоги») стала второй в ряду веймарских кантат. Впервые она прозвучала 12 апреля 1714 года. Ее либретто тесно связано с чтением дня: Первым посланием апостола Петра и фрагментом прощальной беседы Христа со своими учениками из Евангелия Иоанна (знаменитые строки первого хора — гениальный поэтический парафраз слов «Истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете»; однако не забыта и 22-ая строка — «Но я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас»). Оба текста говорят о терпении, которое должен проявить христианин, не случайно в речитативе звучат слова  из «Деяний апостолов»: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».

Помимо превосходной симфонии и знаменитого хора «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» в форме пассакалии на остинатный хроматический бас (позднее Лист создал на тему хора известные вариации, а бас — риторическая фигура passus duriusculus — лег в основу не менее знаменитого хора в Мессе си минор Баха), кантату прославила ария альта с замечательным начальным образом «Крест и венец неразделимы».

Кантата №21 «Ich hatte viel Bekümmernis» («Умножались скорби в сердце моем») — подлинная жемчужина баховского наследия. Она впервые прозвучала 17 июня 1714 года, и позднее Бах еще не раз к ней возвращался. Ее либретто соткано из библейских изречений, в каждом из которых заключена названная выше антитеза: скорбь — утешение. Не случайно в предпоследнем хоре цитируется духовная песня, известная как «Песнь утешения», а в финальном хоре — торжественном, до-мажорном, чей праздничный характер подчеркнут трубами и литаврами — утверждается радость.

 

 

В программе: И. С. Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга фа минор, BWV 534

Кантата № 12 «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» / «Стенанья, плач, заботы и тревоги» 

Три хорала из Третьей части «Клавирных упражнений» (Органной мессы):
«Kyrie, Gott Faterin Ewigkeit», BWV 67
«Christe, alle Welt Trost», BWV 673
«Kyrie, Gott heiliger Geist», BWV 674

Фантазия и фуга до минор, BWV 537

Кантата № 21 «Ich hatte viel Bekümmernis» / «Умножались скорби в сердце моем»

Читать дальше...
Исполнители

Алексей Шмитов

Алексей Шмитов / орган 

органист и композитор, лауреат Международного конкурса органистов в Германии, член Союза композиторов России, постоянный участник различных международных фестивалей. Выступал с сольными концертами практически во всех городах России, где установлены органы, гастролировал в Финляндии, Голландии, Франции, Италии, Швейцарии, Ливане, а также в Сирии, где в течение нескольких лет был профессором классов органа и клавесина в Высшем институте театра и музыки г. Дамаска. С 2009 г. преподает на кафедре органа и клавесина РАМ им. Гнесиных. В его репертуаре романтическая и современная музыка, произведения Ренессанса и эпохи барокко. 

Олег Романенко

Дирижер – Олег Романенко

Выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве и др. В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

барочный оркестр орган солисты хор Бах И. С.
анонсы
28 ноября / 21:00
Мистический шедевр под сводами собора в исполнении солистов, хора и симфонического оркестра
29 ноября / 19:00
Торжественное открытие фестиваля АДВЕНТ. Вокальный ансамбль Intrada называют «хоровым чудом». Молодой коллектив Екатерины Антоненко обожают слушатели, ценят российские и зарубежные дирижеры.
3 декабря / 20:00
Одна из самых популярных программ Collegium Musicum дает возможность увидеть окружающий мир глазами двух гениев – Вивальди и Пьяццоллы. В программе: А. Вивальди, И. С. Бах, А. Пьяццолла
6 декабря / 19:00
Окунуться в праздничную атмосферу западных соборов помогут шедевры органной музыки, написанные в разные эпохи специально к этому периоду года, известные духовные арии и традиционные рождественские гимны.
12 декабря / 19:00
Наталья Риттер (сопрано) Екатерина Лукаш (меццо-сопрано) Дмитрий Гриних (баритон) Эльза Неб (скрипка) Елизавета Миллер (орган) Ансамбль Collegium Musicum. Дирижер — Олег Романенко
Ближайшие концерты
28 ноября / 21:00 – 22:00
Мистический шедевр под сводами собора в исполнении солистов, хора и симфонического оркестра
29 ноября / 19:00 – 20:30
Торжественное открытие фестиваля АДВЕНТ. Вокальный ансамбль Intrada называют «хоровым чудом». Молодой коллектив Екатерины Антоненко обожают слушатели, ценят российские и зарубежные дирижеры.
3 декабря / 20:00 – 21:30
Одна из самых популярных программ Collegium Musicum дает возможность увидеть окружающий мир глазами двух гениев – Вивальди и Пьяццоллы. В программе: А. Вивальди, И. С. Бах, А. Пьяццолла
6 декабря / 19:00 – 20:30
Окунуться в праздничную атмосферу западных соборов помогут шедевры органной музыки, написанные в разные эпохи специально к этому периоду года, известные духовные арии и традиционные рождественские гимны.
12 декабря / 19:00 – 20:30
Наталья Риттер (сопрано) Екатерина Лукаш (меццо-сопрано) Дмитрий Гриних (баритон) Эльза Неб (скрипка) Елизавета Миллер (орган) Ансамбль Collegium Musicum. Дирижер — Олег Романенко
13 декабря / 19:00 – 20:30
Александр Фисейский, Даниэль Сальвадор, Иван Царёв
20 декабря / 19:00 – 20:45
Ансамбль Collegium Musicum Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко
26 декабря / 21:00 – 22:30
В праздничной программе большой исторический орган собора встретится со своим «младшим братом» — электронным органом Хаммонда, чей неповторимый звук хорошо знаком миллионам людей благодаря популярным джаз- и рок-композициям.
27 декабря / 19:00 – 20:30
Органная музыка Иоганна Себастьяна Баха, музыкальные шутки Лероя Андерсона, хиты Гершвина, Джоплина и Молинелли — всё, что нужно для хорошего настроения, в яркой новогодней программе!
28 декабря / 20:00 – 22:00
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра. О
31 декабря / 16:00 – 17:30
Алина Яровая, сопрано Павел Баранский, баритон Симфонический оркестр «Инструментальная капелла» Дирижер — заслуженный артист России Виктор Луценко. Даниэль Сальвадор, орган.
1 января / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Маргарита Еськина, орган
2 января / 21:00 – 22:15
лауреаты международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган В программе: И. С. Бах, А. Вивальди, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, Ф. Шопен, Э. Григ, Дж. Гершвин, А. Пьяццолла
3 января / 19:00 – 20:30
Солисты ансамбля Collegium Musicum Людмила Фраёнова (скрипка, сопрано) Марина Белова (лютня) Александр Гулин (виолончель) Даниэль Сальвадор (орган, Испания)
4 января / 19:00 – 20:30
Вячеслав Змеу, флейта пана лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин, орган.
5 января / 21:00 – 22:30
лауреат международных конкурсов, артист Yamaha, солист театра имени С. Образцова Иван Дыма, саксофоны лауреаты международных конкурсов Николай Курдюмов, рояль Юлия Иконникова, орган В программе: И. С. Бах, А. Вивальди, А. Пьяццолла, И. Дыма
6 января / 19:00 – 20:30
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев (скрипка) Татьяна Андрианова (орган) Симфонические оркестр «Инструментальная капелла» Дирижер — заслуженный артист России Виктор Луценко В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла, И. С. Бах, С. Франк
7 января / 19:00 – 20:30
Мария Остроухова, меццо-сопрано (Великобритания-Россия) Фёдор Строганов, орган
8 января / 16:00 – 17:30
титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор, орган (Испания) В программе: органная музыка представителей семейства Бахов
10 января / 19:00 – 20:30
“Орган-оркестр: Рождественская симфония” Иван Лебедев, орган Фёдор Строганов, орган
17 января / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов Евгений Авраменко орган В программе: И. С. Бах, А. Гедике, А. Г. Риттер, Ф. Пеетерс, А. Гильман
24 января / 19:00 – 20:30
Ансамбль Collegium Musicum Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко. Кантаты BWV 73, 111, 72
30 января / 21:00 – 22:10
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова Симфонический оркестр “Инструментальная капелла” Дирижер – заслуженный артист России Виктор Луценко
31 января / 19:00 – 20:30
авторский цикл заслуженный артист России, профессор Александр Фисейский, орган «Изучайте Баха! В нем вы найдете всё», — говорил Иоганнес Брамс.
7 февраля / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Фёдор Строганов, орган. В программе: И. С. Бах, Д. Букстехуде, Ш.-М. Видор, Х.-А. Штамм, Ф. Строганов
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone