21 апреля / воскресенье 19.00 Пасхальный концерт!
«Все кантаты Баха» с Романом Насоновым
Сезон второй «Веймарские кантаты». Концерт пятый
Ансамбль старинной музыки Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко
лауреат Международного конкурса
Алексей Шмитов, орган
Грандиозный проект продолжает знакомить российскую публику с кантатами великого Иоганна Себастьяна Баха. Они звучат в аутентичной атмосфере собора на исторических инструментах при участии лучших исполнителей старинной музыки с комментариями доцента Московской консерватории Романа Насонова. В программе пасхального концерта — одна из самых знаменитых кантат Баха «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen», предназначенная на 3-е воскресенье по Пасхе, и кантата «Ich hatte viel Bekümmernis», созвучная празднику движением от скорби к радости.
Как всегда исполнение кантат будет предваряться звучанием исторического органа собора. Алексей Шмитов исполнит органные шедевры Баха, связанные по духу с музыкой кантат и настраивающие на их восприятие.
2 марта 1714 года Бах, служивший в Веймаре, получил повышение и стал концертмейстером придворного ансамбля. С этого времени сочинение кантат для регулярных церковных служб входило в его обязанности. Кантаты №12 и 21 были в первой пятерке, созданной и исполненной на новом посту. Обе они написаны, по-видимому, на либретто Соломона Франка, секретаря Веймарской консистории, — едва ли не лучшего поэта, с которым довелось работать Баху, не случайно в Веймаре композитор пользовался в основном его текстами.
Кантаты объединяет общая тема: размышления о страданиях, которые сопровождают путь христианина в земном мире, об утешении, которое дает присутствие в жизни Бога, и о той радости, которую человек чает получить на небесах. Есть между ними и буквальные переклички: обе они открываются инструментальными симфониями с выразительным соло гобоя с последующими скорбными хорами – великими образцами своего жанра; важную роль в обеих играют мелодии церковных песен, в обеих финал обещает (более сдержанно — в №12, торжественно — в №21) радость и утешение.
Кантата №12 «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» («Стенанья, плач, заботы и тревоги») стала второй в ряду веймарских кантат. Впервые она прозвучала 12 апреля 1714 года. Ее либретто тесно связано с чтением дня: Первым посланием апостола Петра и фрагментом прощальной беседы Христа со своими учениками из Евангелия Иоанна (знаменитые строки первого хора — гениальный поэтический парафраз слов «Истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете»; однако не забыта и 22-ая строка — «Но я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас»). Оба текста говорят о терпении, которое должен проявить христианин, не случайно в речитативе звучат слова из «Деяний апостолов»: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие».
Помимо превосходной симфонии и знаменитого хора «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» в форме пассакалии на остинатный хроматический бас (позднее Лист создал на тему хора известные вариации, а бас — риторическая фигура passus duriusculus — лег в основу не менее знаменитого хора в Мессе си минор Баха), кантату прославила ария альта с замечательным начальным образом «Крест и венец неразделимы».
Кантата №21 «Ich hatte viel Bekümmernis» («Умножались скорби в сердце моем») — подлинная жемчужина баховского наследия. Она впервые прозвучала 17 июня 1714 года, и позднее Бах еще не раз к ней возвращался. Ее либретто соткано из библейских изречений, в каждом из которых заключена названная выше антитеза: скорбь — утешение. Не случайно в предпоследнем хоре цитируется духовная песня, известная как «Песнь утешения», а в финальном хоре — торжественном, до-мажорном, чей праздничный характер подчеркнут трубами и литаврами — утверждается радость.
В программе: И. С. Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга фа минор, BWV 534
Кантата № 12 «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» / «Стенанья, плач, заботы и тревоги»
Три хорала из Третьей части «Клавирных упражнений» (Органной мессы):
«Kyrie, Gott Faterin Ewigkeit», BWV 67
«Christe, alle Welt Trost», BWV 673
«Kyrie, Gott heiliger Geist», BWV 674
Фантазия и фуга до минор, BWV 537
Кантата № 21 «Ich hatte viel Bekümmernis» / «Умножались скорби в сердце моем»