9 февраля / суббота 18.00
700 лет органной музыки
Променад по истории европейской органной культуры
титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила в Мадриде
Даниэль Сальвадор, орган (Испания)
Прожить семь столетий за полтора часа? Это возможно, ведь музыка – настоящая машина времени. Испанский органист Даниэль Сальвадор представляет эксклюзивную программу, куда вошли произведения композиторов разных стран с XIV до XXI вв. – известные шедевры и раритеты, которые не исполняет в нашей стране никто. Они помогут вам познакомиться с удивительной историей органного искусства, его главными героями и с разными звуковыми обликами органа.
Это музыкальное путешествие особенно интересно тем, что дает возможность собственными ушами услышать, как менялся орган и его звуковой образ на протяжении семи веков. Рассказ начнется в средневековых Англии и Германии с музыки неизвестных авторов, сохранившейся в старинных рукописях. Блестящее испанское Возрождение представлено фигурой де Кабесона – органиста и композитора, служившего при дворе императора Карла V, воспитывавшего короля Филиппа II, а сочинения нидерландского мастера Свелинка служат мостиком между Возрождением и Барокко. Три великих барочных мастера – Фрескобальди, де Гриньи и И. С. Бах – представляют три главные органные школы своего времени: Италию, Францию и Германию.
В этом концерте каждое сочинение не случайно, оно рассказывает о чем-то важном. Так, пьеса для механического органа Моцарта рассказывает об одной не самой известной странице биографии композитора, которому приходилось сочинять для необычных инструментов по заказу, соната Мендельсона – о начале новой золотой эпохи органа в период Романтизма, а музыка Мессиана – глубоко верующего христианина – о том, как вера способная исцелить душу человека и поднять ее в Рай, и об абсолютно новом звуковом образе органа в ХХ веке. Современные композиторы знают и ценят орган в самых разных его амплуа: как инструмент, обращенный в прошлое (минималист Арво Пярт, создавший собственную музыкальную технику - "tintinnabuli", что значит "колокольчики") и в будущее (Стамм – один из самых выдающихся органистов мира сегодня, темой произведений которого становится фольклор разных регионов Европы, особенно кельтский). В программе нашлось место русской музыке (князь Владимир Одоевский) и даже такому раритету, как сочинение польского композитора позднего средневековья Миколая из Кракова.
Даниэль Сальвадор – один из самых ярких органистов своего поколения, виртуоз, просветитель и блестящий знаток органной музыки. Это музыкант, обладающий мощным артистическим темпераментом, безукоризненной техникой и глубоким пониманием органных традиций разных стран и эпох. Каждый его концерт – это возможность войти в огромный мир органной музыки как желанный гость. Уникальные программы Сальвадора – идеальный вариант для тех, кто хочет начать знакомство с органом, но при этом они всегда интересны знатокам и ценителям музыки.
В программе:
Аноним из Робертсбриджского кодекса (ок. 1330 – 1360, Англия)
«Эстампида»
Аноним из Буксхаймской органной книги (ок. 1460, Германия)
«Die Suß Nachtigal» («Сладкий соловей»)
Миколай из Кракова (1488? – ок. 1550, Польша)
«Hajducki» («Гайдуки»)
Антонио де Кабесон (1510 – 1566, Испания)
Diferencias sobre el canto llano del caballero (Вариации на тему «Песнь о рыцаре»)
Ян Питерсзон Свелинк (1562 – 1621, Нидерланды)
Ballo del Gran duca («Танец великого герцога»)
Джироламо Фрескобальди (1583 – 1643, Италия)
«Бергамаска»
Николя де Гриньи (1672 – 1703, Франция)
Récit de tierce en taille (Gloria, de la Messe du Premier livred’orgue)
Речитатив терции (Слава, из Мессы Первой органной книги)
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750, Германия)
Токката ре-минор, BWV 565
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791, Австрия)
Анданте фа мажор для механического органа K 616
Феликс Мендельсон (1809 – 1847, Германия)
Соната №3 ля-мажор для органа соло, ор. 65/3
1. Con moto maestoso
2. Andante tranquilo
Владимир Одоевский (1803 – 1869, Россия)
«Gebet ohne Worte» («Молитва без слов»)
Оливье Мессиан (1908 – 1992, Франция)
«Apparition de l’Église éternelle» (Явление вечной Церкви)
Арво Пярт (*1935, Эстония)
«Annum per annum» («Год за годом»)
Ханс-Андре Стамм (*1958, Германия)
«Toccata gaelica» («Гэльская токката»)