1января / вторник 17.00
Все сочинения И. С. Баха для органа
«Органная месса» (Третья часть клавирных упражнений)
Авторский цикл. Концерт седьмой
заслуженный артист России, профессор
Александр Фисейский, орган
Уникальный цикл профессора Александра Фисейского, выдающегося российского органиста и исследователя музыки И. С. Баха, охватывает все органное наследие великого немецкого мастера. Цикл построен так, чтобы слушатель, посетивший хотя бы один концерт, смог составить суждение о богатстве и многообразии органного творчества великого немецкого композитора.
1 января слушателей ждет одно из самых грандиозных сочинений, созданных когда либо для органа, – «Органная месса» И. С. Баха. Такое название получила Третья часть его Клавирных упражнений. Она была завершена в 1739 году, в период творческого расцвета композитора. Бах придавал особое значение Третьей части Клавирных упражнений: среди всех его органных опусов это сочинение стало первым, опубликованным при жизни.
«Органная месса» была написана к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером и торжественной службы, состоявшейся в церкви св. Фомы 25 мая 1539 на праздник св. Троицы, и содержит обработки хоральных песнопений протестантского богослужения. Своей структурой она напоминает Катехизис Лютера, состоявший из двух частей: в Большом катехизисе излагались догматы веры, а Малый катехизис – был обращен к детям и простому люду. Соответственно, каждый хоральный напев баховского цикла, за исключением Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’ («Лишь Богу в вышних слава») представлен в двух версиях: пространной – где автор использует все ресурсы органа, включая педальную клавиатуру, и небольшой – мануальной. Очевидно, именно благодаря особенностям структуры, Третью часть Клавирных упражнений называют Органной мессой.
Хоральные обработки обрамляются Прелюдией и фугой ми-бемоль мажор (BWV 552). В этом двухчастном цикле большинство специалистов усматривают связь с образом Святой Троицы. Четыре дуэта (BWV 802–805), включенные И. С. Бахом в Третью часть Клавирных упражнений, предположительно, написаны для клавесина и в сегодняшнем концерте исполнены не будут.
Много лет тому назад исследователь творчества Баха Ф. Шпитта справедливо заметил, что по завершении Третьей части Клавирных упражнений «Бах счел, что труд его жизни в области органных хоралов в основном завершен. С той поры и до своей смерти он собирал свои старые работы и перерабатывал их, новой же музыки написал немного». Лишь один этот факт многое говорит о том, какое значение Третья часть Клавирных упражнений играла в творчестве Иоганна Себастьяна Баха.
В программе: И. С. Бах (1685-1750)
Третья часть Клавирных упражнений
(«Органная месса»)
Прелюдия ми-бемоль мажор, BWV 552/1
Хоральные обработки, BWV 669-689:
Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit
Christe, aller Welt Trost
Kyrie, Gott heiliger Geist
Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit
Christe, aller Welt Trost
Kyrie, Gott heiliger Geist
Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’
Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’
Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’
Dies sind die heil’gen zehn Gebot’
Dies sind die heil’gen zehn Gebot’
Wir glauben all’ an einen Gott
Wir glauben all’ an einen Gott
Vater unser im Himmelreich
Vater unser im Himmelreich
Christ, unser Herr, zum Jordan kam
Christ, unser Herr, zum Jordan kam
Aus tiefer Not schrei’ ich zu dir
Aus tiefer Not schrei’ ich zu dir
Jesus Christus, unser Heiland
Jesus Christus, unser Heiland
Фуга ми-бемоль мажор, BWV 552/2