25 ноября / воскресенье 19.00
Вольфганг Амадей Моцарт
Реквием
солистка Большого театра Руслана Коваль
лауреат международных конкурсов Евгения Асанова
солист Камерной сцены им. Покровского Большого театра Захар Ковалёв
Даниил Чесноков
Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова
Дирижер – Йоханнес Скудлик (Германия)
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра! Одно из самых любимых и часто исполняемых произведений классического репертуара окутано легендами и тайнами. Композитор не успел его завершить, но вложил в него всю силу своего гения, потому что был уверен — этими звуками он прощается с земным миром.
В этот вечер за дирижерский пульт встанет известный немецкий дирижер и органист Йоханнес Скудлик. В его репертуаре не только Реквием Моцарта, но также реквиемы Верди и Брамса. Основатель и руководитель нескольких хоровых коллективов и мюнхенского камерного оркестра «Con brio», он известен своими интерпретациями крупных симфоническо-хоровых сочинений Гайдна, Бетховена, Шуберта, Пуччини, Баха, Генделя, Мендельсона и других европейских композиторов.
«Реквием» – одно из самых загадочных музыкальных произведений. Его популярности способствовал мистический ореол легенды: «Реквием» был заказан Моцарту за год до его смерти человеком в черном, не пожелавшем назвать свое имя. Эта история легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» и стала кульминацией фильма Милоша Формана «Амадеус». На самом деле «черный человек» оказался слугой графа Вальзегга, любителя музыки, который хотел прославиться как композитор, не умея сочинять. Анонимно, за большие деньги он заказывал лучшим композиторам своего времени сочинения, которые затем выдавал за свои. «Реквием» он заказал на годовщину смерти своей жены, но для Моцарта совпадение оказалось роковым.
«Реквием» совершенно новаторское сочинение, в котором Моцарт отошел от своей прежней церковной музыки. Оставаясь убежденным католиком, он принял масонство и его отношение к религии изменилось. Склонность к таинственному, присущая Моцарту с детства, теперь проявилась со всей силой, его занимала мысль о смерти и потустороннем. Прежде преданный земным радостям, теперь он идет навстречу миру сверхъестественного, который заставил его содрогнуться в «Дон-Жуане», а затем открыл ему свою возвышенную силу. В «Реквиеме» он рассматривает ее с метафизической стороны, как силу, отрешенную всего преходящего, пробуждающую в человеке чувство вины и жажду искупления.
Йоханнес Скудлик окончил Мюнхенскую высшую школу музыки и театра по классу органа, занимался дирижированием под руководством О. Йохума и К. Аббадо. Основатель и руководитель нескольких хоровых коллективов и мюнхенского камерного оркестра «Con brio. Как органист и клавесинист выступал во всех крупных городах Европы, США и Восточной Азии, в том числе в Санкт-Петербурге, Токио, Бостоне, Нью-Йорке, Париже, Цюрихе, Мюнхене, Копенгагене, Вероне, Лозанне, Варшаве и многих других. Записал более 20 компакт-дисков. Художественный руководитель Европейского органного фестиваля, в рамках которого ежегодно проходит около 50 концертов в нескольких крупных музыкальных центрах Европы, от Аугсбурга до Венеции. С 2005 г. – музыкальный руководитель органного фестиваля в Палермо.
Руслана Коваль (сопрано) – солистка Большого театра России. Окончила вокально-дирижерский факультет Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского. В Оперной студии академии исполнила партии Барбарины («Свадьба Фигаро»), Деспины («Так поступают все женщины»), Виолетты («Травиата»). Также в репертуаре Серафина («Колокольчик»), Мюзетта («Богема»), Марфа («Царская невеста»). В 2014 г. дебютировала в Большом театре. В 2014-2017 гг. – артистка Молодежной оперной программы Большого театра, где исполнила партии: Огонь, Соловей («Дитя и волшебство»), Барбарина («Свадьба Фигаро»), Фраскита («Кармен»), Бригитта («Иоланта»), Лиза («Сомнамбула»), Тибо, Голос с неба («Дон Карлос»).
Евгения Асанова (меццо-сопрано) – В 2012-13 гг. работала в Государственной академической хоровой капелле России имени А.А. Юрлова. В 2014 г. была приглашена в Ростовский государственный музыкальный театр, где исполнила партии в операх Чайковского «Евгений Онегин» и «Иоланта», а также стала солисткой Ростовской филармонии. В 2015-2018 гг. – артистка Молодежной оперной программы Большого театра, где исполнила партии Федора («Борис Годунов»), Делии ( «Путешествие в Реймс», концертное исполнение), Ольги («Евгений Онегин», гастроли Большого театра в Экс-ан-Провансе и Савонлинне). В 2018 г. прошла стажировку в Парижской национальной опере. Ведет активную гастрольную деятельность, выступая в России, Европе и Азии.
Захар Ковалёв (тенор) – выпускник РАМ им. Гнесиных, солист Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. Работал солистом в таких коллективах, как Хоровая капелла России им. А. А. Юрлова, Ансамбль песни и пляски им. А. В. Александрова, Академический ансамбль песни и пляски МВД России. Участник Конкурса памяти Лучано Паваротти (Санкт-Петербург, 2008).
Даниил Чесноков (бас) – окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. В Оперной студии консерватории исполнил партии Коллена («Богема») и Зарецкого («Евгений Онегин»). В 2011-12 гг. – солист хора Сретенского монастыря, в составе которого гастролировал по России, в Китае и США. В 2013-206 гг. – артист Молодежной оперной программы Большого театра, где дебютировал в партии Фламандского депутата («Дон Карлос»), а также исполнял партии в операх «Травиата», «Князь Игорь», «Дитя и волшебство», «Богема», «Борис Годунов», «Каменный гость», «Дон Паскуале».
Камерный оркестр «Инструментальная капелла» (основан в 1979) – один из немногих коллективов-первооткрывателей аутентичного исполнительства в России. В его репертуаре – западноевропейская музыка эпохи барокко и венского классицизма, произведения русских композиторов. Коллектив отличают обращение к традициям ансамблевой игры XVII-XVIII веков, внимание к стилю эпохи. Музыканты выступают с концертами по всей России, гастролируют за рубежом, регулярно проводят детские благотворительные и просветительские концерты. Художественный руководитель — заслуженный артист России Виктор Луценко.
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова уже более полувека радует своим искусством поклонников хоровой музыки во всём мире, предлагая слушателям разнообразные программы классических произведений, сочинений современных композиторов и народных песен. Один из старейших коллективов России, хор был организован в 1956 году. На счету хора множество премьер сочинений российских композиторов, многие из них вошли в фонд радио и телевидения, записаны фирмой «Мелодия». Коллектив — непременный участник празднований Дней города, юбилеев и других торжеств. Большой успех сопровождает многочисленные гастроли хора по стране и за рубежом (в Австрии, Швеции, Нидерландах, Германии, Франции, Финляндии, Польше, Румынии, Греции, Корее, Японии). Художественный руководитель и дирижёр – Николай Азаров.
В программе: В. А. Моцарт (1756-1791). Реквием для солистов, хора и оркестра
_______________________________________________________________________
За 1 час 30 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».
На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.
Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.
Начало экскурсии — в 17:30 в притворе Собора. Сбор группы в 17:25. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в верхнем правом углу иконку "У нас сегодня экскурсия")