28 октября / воскресенье 19:00 Симфонические шедевры в соборе!
Бетховен: мятежный гений
лауреат международных конкурсов
Константин Казначеев, скрипка
Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
Дирижер – заслуженный артист России Виктор Луценко
Энергичную, жизнеутверждающую Симфонию №2 Бетховена и его знаменитый Скрипичный концерт разделяет страшный диагноз – надвигающаяся глухота. Симфония, созданная в последнее счастливое лето жизни композитора, и концерт, воплотивший дух титана, вступившего в схватку с судьбой.
Единственный концерт Бетховена для скрипки с оркестром – один из наиболее популярных и часто исполняемых скрипичных концертов в мире. Виртуозность партии солиста и грандиозность замысла сочетаются здесь со светлой лирикой, и он по праву входит в число самых лирических и обаятельных произведений Бетховена. Концерт потребовал от своего создателя трех лет интенсивной работы; завершить сочинение Бетховена заставил заказ его друга – скрипача Франца Клемента.
Концерт был готов лишь накануне премьеры, состоявшейся 23 декабря 1806 года, и Клемент был вынужден играть буквально с листа. Отчасти поэтому на протяжении многих лет скрипичный концерт Бетховена – масштабный, виртуозный, насыщенный симфоническим развитием – считался неисполнимым. Он оставался в безвестности до 1844 года, когда 12-летний Йозеф Йоахим, вундеркинд и один из величайших скрипачей в истории, исполнил его в Лондоне с оркестром Королевского филармонического общества под управлением Мендельсона. Так началась счастливая жизнь концерта.
Над Второй симфонией Бетховен работал летом и осенью 1802 года в Гейлигенштадте, куда он отправился по совету доктора в надежде справиться со страшным ударом судьбы – наступающей глухотой. Но уединение обернулось кризисом. Его результатом стало знаменитое Гейлигенштадское завещание: предсмертное обращение к братьям Карлу и Иоганну, где композитор был вынужден признать – его болезнь неизлечима. Он видел злую иронию в том, что недуг поразил то, что должно было быть в нем совершеннее, чем у обычных людей, – слух.
Однако в симфонии ре мажор, как и в других сочинениях, созданных в то время, трудно услышать признаки отчаяния Бетховена. Хотя, возможно, энергичный сверкающий финал он завершал всего за несколько дней до того, как признался в своем желании окончить жизнь самоубийством. Несмотря на мрачное настроение, он вернулся в Вену и занялся подготовкой премьеры Второй симфонии. Тогда же Бетховен сказал своему другу: «Я не вполне доволен своими прежними работами. Отныне я хочу избрать новый путь».
Константин Казначеев – концертирующий скрипач, педагог, художественный руководитель и солист Камерного оркестра «Градский Холл». Лауреат международных конкурсов и фестивалей. Выпускник РАМ им. Гнесиных, где преподавал класс скрипки (2010-2013) и был концертмейстером Камерного оркестра МТКЦ (2003-2011). Руководил инструментальным отделением Колледжа музыкально-театрального искусства им. Вишневской, студенческим оркестром и инструментальным ансамблем «Камерата» (2011-2015). Выступал со многими известными дирижерами, его партнерами по сцене были Н. Гутман, П. Нерсесьян, К. Блахер, А. Галковский, А. Бузлов, Н. Кожухарь и др.
Камерный оркестр «Инструментальная капелла» (основан в 1979) – один из немногих коллективов-первооткрывателей аутентичного исполнительства в России. В его репертуаре – западноевропейская музыка эпохи барокко и венского классицизма, произведения русских композиторов. Коллектив отличают обращение к традициям ансамблевой игры XVII-XVIII веков, внимание к стилю эпохи. Музыканты выступают с концертами по всей России, гастролируют за рубежом, регулярно проводят детские благотворительные и просветительские концерты. Художественный руководитель –заслуженный артист России Виктор Луценко.
В программе:
Л. ван Бетховен (1770-1827)
Концерт ре мажор для скрипки с оркестром ор. 61
Симфония №2 ре мажор ор. 36