21 октября / воскресенье, 19:00
V Международный фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata
Метаморфозы средневекового мотета
Ensemble Labyrinthus (Россия-Швейцария)
Анастасия Бондарева – вокал
Екатерина Либерова – вокал
Юлия Макарьянц – вокал
Данил Рябчиков – цитоль
Последний концерт фестиваля посвящен метаморфозам мотета – средневекового жанра, который, с одной стороны, неплохо известен, с другой, о нем музыкальные теоретики спорят до сих пор. Амбициозный замысел исполнителей заключается в том, чтобы продемонстрировать на музыкальных примерах, как развивался мотет: от первых образцов Парижской школы Нотр-Дам, через сумасшедшие эксперименты Пьера де ля Круа и гениальные творения Филиппа де Витри и Машо до образцов Ars Subtilior. Сложная для исполнения, но фантастически красивая музыка, крайне редко звучащая в России.
Средневековый мотет – удивительный жанр, где разные голоса исполняли не только разные мелодии, но и разные тексты. Вероятно, он родился из прозулы – средневекового мнемонического инструмента. Его суть заключалась в подтекстовке длинных распевов, благодаря чему быстрее и легче запоминались целые разделы органумов и клаузул –полифонических литургических произведений, которые культивировала Парижская школа Нотр-Дам на рубеже XII-XIII веков.
Уже в первых мотетах школы Нотр-Дам могли сосуществовать разные тексты: на латыни и на старофранцузском, религиозные и светские. Они могли рассказывать о разных вещах, но смысл текста тенора (нижнего голоса мотета) обычно придавал этим рассказам общий контекст, связывал их в одно текстомузыкальное произведение.
Выйдя за пределы школы Нотр-Дам, мотет стал светским произведением. Дальнейшее его развитие во второй половине XIII века связано с именами короля Филиппа Смелого и его жены, Марии Брабантской. Вероятно, для Марии Брабантской составлен знаменитый мотетный Кодекс Монпелье, произведения которого прозвучат во второй части концерта. В последних тетрадях Кодекса Монпелье представлены произведения Пьера де ла Круа, чьи новаторские идеи в нотации и композиции восхищали современников и чьи удивительные мотеты незаслуженно редко исполняются сейчас.
В конце XIII века для людей стала важна идея измерения времени и его деления: появляются башенные часы, минутные стрелки, развивается мензуральная нотация. В мотетах де ла Круа есть деления нот не только на две-три более мелкие длительности, но и на пять, и на семь. И все дальнейшее развитие мотета было связано не столько с мелодикой, сколько с открытиями в ритмике: с появлением изоритмии в мотетах Филиппа де Витри и Гильома де Машо и расцветом полифонической игры ритма в мотетах Ars Subtilior. Мотеты Витри стали одной из величайших вершин в области связи текста и музыки: в них голоса будто переговариваются, комментируют друг друга.
Фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata – уникальный проект, в котором оживает музыка, дошедшая до нас по рукописям почти тысячелетней давности. Он дает возможность услышать музыку X-XIV веков в исполнении музыкантов, специализирующихся на аутентичном исполнительстве, а также сочинения, никогда прежде не звучавшие в России, на редких исторических инструментах.
Художественный руководитель фестиваля – Данил Рябчиков.
В программе: Перотин, Филипп Канцлер, Пьер де ля Круа, Филипп де Витри, Гильом де Машо и неизвестные авторы XIII-XIV вв.