7 октября / воскресенье, 19:00
V Международный фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata
«Метаморфозы» Овидия: история Орфея
Реконструкции исполнения XI-XII веков
Ханна Марти – вокал, средневековая арфа (Швейцария)
Это действо на латыни было очень популярно в X-XII веках и исполнялось в монастырях по всей Европе. То, что делает Ханна Марти, одна из участниц легендарного ансамбля «Sequentia», можно назвать перформансом: особая система интонирования текста, столь непохожая на современный язык, система жестов и завораживающая лаконичность аккомпанемента средневековой арфы. Благодаря мощной харизме Ханна превращает действо в сеанс легкого гипноза с эффектом перемещения во времени.
В России программа исполняется впервые.
История Орфея – одна из самых знаменитых историй любви; Овидий, великий поэт античности, рассказывает ее в книгах «Метаморфоз». Сочинения античных авторов были важной частью жизни средневекового человека, а творения Овидия были столь популярны, что XII век называют «веком Овидия». Поэты учились на его стихотворных формах и пользовались его поэтическими образами, многие его стихи цитируются в позднее-средневековой полифонической музыке.
Проект Ханны Марти – попытка реконструкции «Метаморфоз» в том виде, в котором они звучали в средневековых монастырях в XII веке. Исполнялись они особым образом: Иоанн де Грокейо на рубеже XIII и XIV вв. описал практику жест (chanson de geste, cantus gestualis), в которых «повествуется о деяниях героев и трудах отцов церкви». Концерт Ханны Марти воссоздает традицию таких chanson de geste на тексты Овидия.
Несмотря на их огромную популярность, мелодий жест на истории из «Метаморфоз» не сохранилось. Возможно ли их реконструировать, и если да, то как? Ханна Марти обратилась к манускриптам монастырей Аквитании, где эта традиция была широко распространена. Взяв за основу сохранившиеся в средневековых рукописях мелодии од Горация, изучая похожие музыкальные модели и принципы их соотношения с поэтическим текстом, Ханна шаг за шагом реконструирует столь важный для средневековой музыкальной культуры памятник.
Ханна Марти родилась в Базеле, в юности играла в рок-группе, сочиняла песни. Обучалась игре на арфе и лютне, а также средневековому вокалу в Schola Cantorum Basiliensis (Базель, Швейцария), получила степень магистра. Как участница вокального ансамбля Peregrina исполнила роль Анимы в драме Святой Хильдегарды Бингенской Ordo virtutum («Порядок добродетелей»). Выступала с ансамблями Leones (Германия), Rumorum (Швейцария), Labyrinthus (Россия). Вместе со знаменитым ансамблем средневековой музыки Sequentia подготовила две программы ранне-средневековой музыкы, одна из которых Boethius: Songs of Consolation вышла в 2018 году на лейбле Glossa.
Фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata – уникальный проект, в котором оживает музыка, дошедшая до нас по рукописям почти тысячелетней давности. Он дает возможность услышать музыку X-XIV веков в исполнении музыкантов, специализирующихся на аутентичном исполнительстве, а также сочинения, никогда прежде не звучавшие в России, на редких исторических инструментах.
Художественный руководитель фестиваля – Данил Рябчиков.
В программе: «Метаморфозы» Овидия: История Орфея
Реконструкции исполнения XI-XII веков
Фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata – уникальный проект, в котором оживает музыка, дошедшая до нас по рукописям почти тысячелетней давности. Он дает возможность услышать музыку X-XIV веков в исполнении музыкантов, специализирующихся на аутентичном исполнительстве, а также сочинения, никогда прежде не звучавшие в России, на редких исторических инструментах.
Художественный руководитель фестиваля – Данил Рябчиков.