23 сентября / воскресенье 19.00
Вольфганг Амадей Моцарт
Реквием
Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
Хор мальчиков и юношей Хорового училища имени А. В. Свешникова
в составе Академии хорового искусства имени В.С. Попова
Дирижер – Денис Власенко
В рамках VI Всероссийского фестиваля вокально-хоровой музыки имени В.С. Попова
Среди сотен реквиемов, созданных композиторами разных стран и эпох, Реквием Моцарта занимает, безусловно, первое место. Его исполняли на похоронах Бетховена и Шопена, Гете и Шиллера, Наполеона и Джона Кеннеди и многих других. Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра!
23 сентября за пульт оркестра «Инструментальная капелла» встанет один из самых ярких молодых российских музыкантов, главный дирижер 4-го сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале Культура Денис Власенко. Это исполнение будет уникально своей аутентичностью: в нем принимает участие хор мальчиков и юношей Хорового училища имени А. В. Свешникова – как известно, во времена Моцарта женщинам было запрещено петь в церкви, и хоровые партии во всех духовных произведениях предназначались исключительно для мужчин и мальчиков. Сольные партии исполнят лучшие студенты и выпускники Академии хорового искусства.
Реквием Моцарта – одно из самых загадочных музыкальных произведений. Его популярности способствовал мистический ореол легенды: Реквием был заказан Моцарту за год до его смерти человеком в черном, не пожелавшем назвать свое имя. Эта история легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» и стала кульминацией фильма Милоша Формана «Амадеус». На самом деле «черный человек» оказался слугой графа Вальзегга, любителя музыки, который хотел прославиться как композитор, не умея сочинять. Анонимно он заказывал лучшим композиторам своего времени сочинения, которые затем выдавал за свои. Реквием он заказал к годовщине смерти своей жены, однако для Моцарта это совпадение оказалось роковым.
Реквием совершенно новаторское сочинение, в котором Моцарт отошел от своей прежней церковной музыки. Оставаясь убежденным католиком, он принял масонство и его отношение к религии изменилось. Склонность к таинственному, присущая Моцарту с детства, теперь проявилась со всей силой, его занимала мысль о смерти и потустороннем. Прежде преданный земным радостям, теперь он идет навстречу миру сверхъестественного, который заставил его содрогнуться в «Дон-Жуане», а затем открыл ему свою возвышенную силу. В «Реквиеме» он рассматривает ее с метафизической стороны, как силу, отрешенную всего преходящего, пробуждающую в человеке чувство вины и жажду искупления. Тем самым Моцарт соприкасается с учением церкви о страшном суде и милосердии Божьем.
Денис Власенко получил образование как оперно-симфонический дирижер в Московской и Санкт-Петербургской консерваториях. В 2010 г. выиграл конкурс дирижеров в Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» п/у Ю. Башмета. С этим коллективом выступал на престижных российских фестивалях, среди его партнеров по сцене А. Нетребко, Ю. Башмет, В. Репин, Д. Мацуевым, А. Рудин, Б. Березовский, М. Гулегина, Д. Корчак, Л. Дебарг и др. Сотрудничал со многими российскими и зарубежными коллективами, стал первым русским дирижером на оперном фестивале Россини в Пезаро. Работал с Михайловским театром (Санкт-Петербург), Национальным оперным театром Мексики, Латвийской национальной оперой, оперными театрами в г. Бари и г. Вальядолид. Главный дирижер 4-го сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале Культура. Ведет курс оперно-симфонического дирижирования в Академии хорового искусства им. В. С. Попова.
Хор мальчиков и юношей Хорового училища имени А.В.Свешникова – вечно юный и, в то же время, самый старший из всех концертных коллективов Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Основан в 1944 г. А. В. Свешниковым на базе Московского хорового училища. Для него писали С.Прокофьев и Д.Шостакович, хор выступал с такими прославленными дирижерами, как Н. Голованов, Е. Мравинский, С. Самосуд, К. Кондрашин, Е. Светланов, Г. Рождественский, Р. Баршай, Д. Китаенко, В. Федосеев, М. Плетнев, В. Спиваков и др. Среди выпускников училища и хора – Р. Щедрин, Э. Артемьев, В. Минин, А. Кожевников и мн. др. Звучание этого хора стало со временем эталоном высокого искусства. Он блистательно представляет Россию на международных фестивалях, исполняя русскую и зарубежную классику, является постоянным участником Пасхального фестиваля п/у В. Гергиева. В 1998 г. принимал участие в фестивале В. Спивакова в г. Кольмар (Франция), где участвовал в исполнении «Реквиема» Моцарта.
Инна Деменкова (сопрано) – студентка IV курса Академии хорового искусства им. В.С. Попова. Обладатель Гран-при Всероссийского конкурса им. Л. Собинова, дипломант Международного конкурса «Bella voce», лауреат международных конкурсов им. М. Ланды и Б. Штоколова. Участвовала в мастер-классах Е. Образцовой, Э. Блаховой, А. Белоусовой. Ведет активную концертную деятельность за рубежом, в 2018 г. принимала участие в Festival Durance Luberon (Франция).
Дарья Хозиева (меццо-сопрано) – лауреат международных конкурсов «Bella Voce», «Славься, Отечество», «Musica classica», Всероссийского конкурса «Посвящение Шаляпину», финалист конкурса им. А. Дворжака (Чехия). Участвовала в мастер-классах М. Пола, Т. Синявской, И. Журиной, С. Нестеренко, М. Благушиаковой и А. Каранджелло (Чехия) и др. Дебютировала в Большом зале Московской консерватории в роли Няни в концертном исполнении оперы Чайковского «Евгений Онегин». В 2018 г. принимала участие в фестивале Festival Durance Luberon (Франция).
Александр Еремеев (тенор) – выпускник Академии хорового искусства им. В.С. Попова. В составе хоровых коллективов Академии неоднократно выступал под управлением таких дирижеров, как М. Плетнев, В. Федосеев, В. Спиваков, В. Юровский, А. Дзедда, В. Гергиев. Как солист пел на сценах Большого зала Московской консерватории, Концертного зала им. П.И. Чайковского, Новосибирского театра оперы и балета. Исполнил оперные партии Бомелия («Царская невеста» Римского-Корсакова), Юродивого («Борис Годунов» Мусоргского), партии тенора в Реквиеме Моцарта, Реквиеме Ллойда Уэббера и Маленькой торжественной мессе Россини.
Федотов Константин (бас) – студент III курса Академии хорового искусства им. В.С. Попова по специальности «Музыкально-театральное искусство». Лауреат целого ряда юношеских конкурсов. Неоднократно гастролировал с хором Академии в Швейцарии, Голландии, Германии и Франции. Исполнил партию Гобина в опере «Ласточка» Пуччини.
В программе: В. А. Моцарт
Реквием для солистов, хора и симфонического оркестра
__________________________________________________
За 1 час 30 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».
На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.
Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.
Начало экскурсии — в 17:30 в притворе Собора. Сбор группы в 17:25. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в верхнем правом углу иконку "У нас сегодня экскурсия")