28 июля / суббота 18:00
RUSQUARTET: шедевры Бетховена и Шостаковича
Ксения Гамарис, первая скрипка
Анна Янчишина, вторая скрипка
Ксения Жулева, альт
Петр Каретников, виолончель
в концерте принимает участие лауреат международных конкурсов
Анна Орлова, орган
Струнный квартет – больше, чем просто музыка. Это атмосфера музицирования и доверительного общения, эмоции, лишенные пафоса большой сцены. «Русский» квартет Бетховена и последний квартет Шостаковича прозвучат в окружении органных шедевров. Рифму к квартетной программе составят органные произведения Бетховена и современника Шостаковича – Марселя Дюпре.
Бетховенские квартеты ор. 59 называют «русскими», потому что они написаны по заказу графа Разумовского, русского посла в Вене, в первых двух квартетах звучат русские темы. В Квартете №3 русских тем нет, но есть изумительный славянский колорит. Эти квартеты так разительно отличались от всего, что было создано для струнного квартета прежде, что первое время даже известные музыканты отказывались их исполнять, считая, что композитор издевается, а в Лондоне квартеты назвали «сумасшедшей музыкой». На что Бетховен отвечал: «О, это не для вас, это для грядущего времени!». Грядущее наступило скоро, уже при жизни композитора квартеты ор. 59 вошли в золотой квартетный репертуар, где продолжают занимать одно из почетных мест.
Квартет №15 Дмитрия Шостаковича – одно из сочинений, которым композитор завершил свою жизнь. Это долгое прощание с миром, 36 минут медленной музыки. Но, как писал ученик Шостаковича Борис Тищенко, «эта необычная система времени порождает соответствующее ощущение: когда кончается весьма продолжительное сочинение, кажется, что оно только начиналось, и хочется слушать его ещё и ещё». Музыка великого композитора занимает в репертуаре «Rusquartet» особое место, коллектив становился победителем конкурсов имени Шостаковича в Германии и в России.
Звуковой ландшафт двух эпох дополнит органная музыка. Откроет программу торжественный хор «Hallelujah» из оратории Бетховена «Христос на Масличной горе» в переложении для органа. Музыкальный контекст ХХ века в этой программе определяют пьесы Уильяма Олбрайта и Марселя Дюпре, которые выводят орган за пределы привычной сферы и демонстрируют его трансцендентные возможности.
RUSQUARTET основан в 2001 г., как профессиональный коллектив сложился в стенах Московской консерватории. Участвовал в мастер-классах лучших российских и зарубежных исполнителей, победитель конкурса к 100-летию со дня рождения Шостаковича (Германия, 2006) и VIII Международного конкурса квартетов имени Д. Шостаковича (Москва, 2008). В 2007 г. первым из российских квартетов прошел отбор на Международный конкурс струнных квартетов Банфф (Канада); с тех пор является постоянным участником фестивалей в Канаде. «Rusquartet» выступает в лучших залах Москвы и мира, в том числе в Большом, Малом, Рахманиновском залах Московской Государственной Консерватории, Musikverein (Вена). Помимо классического квартетного репертуара (от Гайдна, Моцарта, Бетховена до Шостаковича, Бартока и Шёнберга), коллектив пропагандирует музыку современных авторов и редко исполняемые произведения прошлого. Ведет активную просветительскую и благотворительную работу. Гастролирует по России и странам ближнего зарубежья, Монголии, Италии, Испании, Германии, Франции, Канаде, США и Австралии.
Анна Орлова (орган) окончила Московскую консерваторию, лауреат международных конкурсов в Германии (2011), Испании (2014), лауреат III и IV Международных конкурсов им. Гедике (Москва; 2013, 2016). С 17 лет ведет концертную деятельность, выступает с сольными и ансамблевыми программами в России и за рубежом (Финляндия, Германия, Испания, Италия, США). Выступала в составе ансамбля «Академия старинной музыки» п/р Т. Гринденко, сотрудничала с дирижерами К. Орбеляном, А. Левиным. В настоящее время совершенствует мастерство в Высшей Школе музыки в Штутгарте.
В программе:
Л. ван Бетховен (1770-1827)
Хор ангелов «Welten singen Dank und Ehre» из оратории «Христос на Масличной горе»
в транскрипции для органа Т. У. Беста (1826-1897)
Л. ван Бетховен
Струнный квартет Ор. 59 №3, «Разумовский»
У. Олбрайт (1944-1998).
«Ноктюрн» из «12 пьес для маленького органа»
Д. Д. Шостакович (1906-1975)
Струнный квартет №15
М. Дюпре (1886-1971)
Прелюдия и фуга соль минор для органа, op.7, №3