3 июня / воскресенье 19:00
Голоса барокко: орган и гобой
Лауреаты международных конкурсов
Мария Лесовиченко, орган
Денис Голубев, гобой, гобой д'амур, английский рожок
Орган был одним из главных инструментов барокко: его мощный, торжественный, а иногда грозный голос символизировал Господа. Когда он звучал вместе с другим, более скромным инструментом, возникал диалог человека и Бога. Считается, что одним из любимых инструментов И.С. Баха был гобой – не случайно самые красивые арии великий немец поручал именно гобою и его разновидностям – гобою д’амур, гобою da caccia, английскому рожку. Все они в этот вечер будут звучать в дуэте с органом, погружая слушателей во времена Баха и его современников.
У концертов Баха для гобоя и английского рожка, которые прозвучат в этот вечер, удивительная судьба. Они были почти полностью утрачены или лишь во второй половине ХХ века возвращены к жизни. Каким образом? Музыку концертов, по каким-то причинам затерявшихся, Бах, как рачительный хозяин, использовал в других сочинениях – кантатах и концертах для органа и клавесина. Уцелевшие фрагменты позволили современным ученым и музыкантам восстановить оригинальные партитуры. Возможно, они не всегда в точности воспроизводят оригинал, но – так или иначе – гобойный репертуар пополнился шедеврами, завоевавшими любовь исполнителе и публики.
Некоторые части утраченных концертов стали ариями в кантатах и других крупных сочинениях Баха. А если сам композитор с легкостью перепоручал партии гобоя голосу, то почему бы не сделать обратное? Две знаменитых арии (из «Страстей по Матфею» и «Магнификата») прозвучат в переложении для английского рожка и органа, и вы убедитесь, как прекрасно эти мелодии подходят инструменты. А орган, обладающий огромными звуковыми ресурсами, может прекрасно заменить целый симфонический оркестр – как, например, в переложении финала из «Страстей по Матфею», которое сделал великий французский органист Шарль-Мария Видор.
Загадки музыкантам задают не только утраченные, но и сохранившиеся сочинения Баха. Так, например, произведения для органа, в большинстве своем написанные в ранние годы, не имеют автографа и дошли до нас в копиях учеников и переписчиков. Однако они написаны с таким мастерством, что гений Баха в них ясен, как день. Так, Пассакалья до минор превосходит все, что Бах мог услышать в молодые годы. Это большая композиция поражает изобретательностью, смелостью и умением представить все звуковые возможности органа.
В программе:
И.С. Бах (1685-1750)
Концерт ре минор BWV 1059R для гобоя и органа
Концерт ре мажор BWV 1053 для гобоя д’амур и органа
Ария «Mache Dich, mein Herze, rein» из «Страстей по Матфею» BWV 244 для английского рожка и органа
Ария «Esurientes implevit bonis» из Магнификата BWV 243 для английского рожка и органа
Пассакалья BWV 582 для органа соло
И.С. Бах – Ш.-М. Видор (1844-1937). Заключительный хор из «Страстей по Матфею» для органа соло
И.С. Бах. Хоральная прелюдия “O Mensch, bewein dein Sunde gross» BWV622