27 мая / воскресенье 19:00
Вольфганг Амадей Моцарт
Реквием
Только на концертах Collegium Мusicum вы можете в Москве услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра! Каждый, кто читал трагедию «Моцарт и Сальери» Пушкина или видел фильм «Амадей» знаком с захватывающей легендой Реквиема: таинственный заказ на заупокойную мессу и ранняя смерть обожаемого всеми гения…. Духовное завещание великого Моцарта и поныне будоражит души людей, заставляя задуматься о самом важном.
В исполнении принимает участие блестящий состав солистов: лауреат международных конкурсов Илона Ананьина (сопрано), Виктория Преображенская (меццо-сопрано), солист театра «Новая опера» Юрий Ростоцкий (тенор), артист Молодежной оперной программы Большого театра Даниил Чесноков (бас). А также камерный оркестр «Инструментальная капелла» и Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова. Дирижер – заслуженный артист России Виктор Луценко.
«Реквием» – одно из самых загадочных музыкальных произведений. Его популярности способствовал мистический ореол легенды: «Реквием» был заказан Моцарту за год до его смерти человеком в черном, не пожелавшем назвать свое имя. Эта история легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» и стала кульминацией фильма Милоша Формана «Амадеус». На самом деле «черный человек» оказался слугой графа Вальзегга, любителя музыки, который хотел прославиться как композитор, не умея сочинять. Анонимно, за большие деньги он заказывал лучшим композиторам своего времени сочинения, которые затем выдавал за свои. «Реквием» он заказал к годовщине смерти своей жены, однако для Моцарта это совпадение оказалось роковым.
«Реквием» совершенно новаторское сочинение, в котором Моцарт отошел от своей прежней церковной музыки. Оставаясь убежденным католиком, он принял масонство и его отношение к религии изменилось. Склонность к таинственному, присущая Моцарту с детства, теперь проявилась со всей силой, его занимала мысль о смерти и потустороннем. Прежде преданный земным радостям, теперь он идет навстречу миру сверхъестественного, который заставил его содрогнуться в «Дон-Жуане», а затем открыл ему свою возвышенную силу. В «Реквиеме» он рассматривает ее с метафизической стороны, как силу, отрешенную всего преходящего, пробуждающую в человеке чувство вины и жажду искупления. Тем самым Моцарт соприкасается с учением церкви о страшном суде и милосердии Божьем.
Илона Ананьина (сопрано) – окончила РАМ им. Гнесиных и аспирантуру Московской консерватории; в 2006 -2007 гг. стажировалась в Высшей школе музыки им. А. Корто в Париже, принимала участие в мастер-классах в России и за рубежом. Лауреат I премии Международных конкурсов «Музыка без границ» (Литва, 2015), «Мадам Баттерфляй» (Япония, 2006), Всероссийского конкурса «Романсиада» (2003). Удостоена почетной грамоты Министерства культуры РФ «За большой вклад в развитие культуры», серебряной медали «За заслуги в сохранении русской культуры». Ведет активную концертную деятельность, сотрудничает с «Московским трио», «Брамс-трио», квартетом «Московская балалайка», органистами Натальей Летюк, Федором Строгановым и др. С 2009 г. – старший преподаватель РАМ им. Гнесиных по классу «Сольное пение».
Виктория Преображенская (меццо-сопрано) – окончила вокальный факультет Академии хорового искусства им. В.С. Попова (класс проф. С.И.Оссовской). С 2009 г. – солистка Московского Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского, исполняет ведущие партии репертуара, в т.ч. Орфей («Орфей и Эвридика»), Секст («Милосердие Тита»), Корнелия («Юлий Цезарь») и др. Принимает участие в крупных проектах, в т.ч. «Военные песни» с Д. Хворостовским, концертные исполнения опер в Большом зале консерватории; выступает в ММДМ, Концертном зале музея им. Глинки и др. Сотрудничает со многими известными коллективами и дирижерами, среди которых Г. Рождественский, В. Федосеев, В. Понькин и другие.
Юрий Ростоцкий (тенор) – солист театра «Новая опера». Неоднократный стипендиат Министерства культуры РФ, выпускник РАМ им. Гнесиных. Исполнил партии тенора в «Реквиеме» и «Коронационной мессе» В.А. Моцарта, «Мессии» Г.Ф. Генделя, «Страстях по Иоанну» И.С. Баха, «Песне о Земле» Г. Малера, «Рождественской оратории» К. Сен-Санса, «Всенощном бдении» С.В. Рахманинова, «Пульчинелле» И.Ф. Стравинского. Сотрудничает с ГАСО России им. Е.Ф. Светланова, ГСО «Новая Россия», Президентским оркестром РФ, Симфоническим оркестром г. Пярну (Эстония), оркестром Pratum Integrum, Московским ансамблем современной музыки, ансамблем «Opus Posth». Гастролировал в Европе, США, Мексике, Японии, Северной и Южной Корее.
Даниил Чесноков (бас) – окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. В Оперной студии консерватории исполнил партии Коллена («Богема») и Зарецкого («Евгений Онегин»). В 2011-12 гг. – солист хора Сретенского монастыря, в составе которого гастролировал по России, в Китае и США. С сентября 2013 г. – артист Молодежной оперной программы Большого театра, где дебютировал в партии Фламандского депутата («Дон Карлос»). В Большом театре в его репертуаре партии в операх «Травиата», «Князь Игорь», «Дитя и волшебство», «Богема», «Борис Годунов», «Каменный гость», «Дон Паскуале».
Камерный оркестр «Инструментальная капелла» (основан в 1979) – один из немногих коллективов-первооткрывателей аутентичного исполнительства в России. В его репертуаре – западноевропейская музыка эпохи барокко и венского классицизма, произведения русских композиторов. Коллектив отличают обращение к традициям ансамблевой игры XVII-XVIII веков, внимание к стилю эпохи. Музыканты выступают с концертами по всей России, гастролируют за рубежом, регулярно проводят детские благотворительные и просветительские концерты. Художественный руководитель — заслуженный артист России Виктор Луценко.
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова уже более полувека радует своим искусством поклонников хоровой музыки во всём мире, предлагая слушателям разнообразные программы классических произведений, сочинений современных композиторов и народных песен. Один из старейших коллективов России, хор был организован в 1956 году. На счету хора множество премьер сочинений российских композиторов, многие из них вошли в фонд радио и телевидения, записаны фирмой «Мелодия». Коллектив — непременный участник празднований Дней города, юбилеев и других торжеств. Большой успех сопровождает многочисленные гастроли хора по стране и за рубежом (в Австрии, Швеции, Нидерландах, Германии, Франции, Финляндии, Польше, Румынии, Греции, Корее, Японии). Художественный руководитель и дирижёр – Николай Азаров.
В программе: В. А. Моцарт. Реквием для хора, солистов и оркестра
__________________________________________________________
За 1 час 30 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».
На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.
Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.
Начало экскурсии — в 17:30 в притворе Собора. Сбор группы в 17:25. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в верхнем правом углу иконку "У нас сегодня экскурсия")