24 марта / суббота 21:00
Готическая симфония: орган и сопрано
солистка Большого театра России
Евгения Сегенюк (меццо-сопрано)
Лауреат Первой премии Высшего европейского конкурса органистов (Люксембург, 2002) Марианна Высоцкая, орган
Уважаемые зрители! В связи с болезнью Светлана Полянская не сможет выступить в концерте. В программе приминает участие солистка Большого театра Евгения Сегенюк.
Великие духовные арии и органные шедевры прозвучат поздним вечером в потрясающей атмосфере собора. Это музыка, которая рождает в сердце чувства радости и мира и дает возможность хотя бы ненадолго отвлечься от суеты внешнего мира. Только под сводами собора можно ощутить все величие органа и услышать, как сопрано превращается в голос ангела.
Первую часть программы, пронизанной радостным и возвышенным настроением ожидания Пасхи, составили сочинения Иоганна Себастьяна Баха и его великого современника Георга Фридриха Генделя. В их ариях соединились глубокие религиозные чувства и искренность человеческого высказывания, поэтому сейчас они трогают нас так же живо, как и триста лет назад. Чувства радости, торжества и свет пронизывают и музыку Баха, обращенную к событиям Нового Завета, и ветхозаветные сюжеты в роскошной интерпретации Генделя. На уникальном историческом органе собора прозвучат шедевры органной музыки Баха.
Иными красками заиграет этот инструмент в сочинениях Шарля-Мари Видора – одного из самых блестящих органистов и композиторов французского романтизма. Его органные симфонии давно вошли в сокровищницу мировой органной музыки: написанные для органа парижского собора Сен-Сюльпис, они хранят великолепие и дух своей эпохи. А женский голос, звучащий в церкви, композиторы наверняка считали голосом ангела – только так можно объяснить, что на духовные тексты написаны самые прекрасные мелодии. Самые знаменитые из них вошли в программу концерта.
Евгения Сегенюк – солистка Большого театра, лауреат XVII Международного фестиваля-конкурса «Musica classica» (Гран При, 2015 г.). С отличием окончила дирижерско-хоровой и вокальный факультеты РАМ имени Гнесиных, и там же аспирантуру. С 1997 г. – стажер, с 19999 – солистка оперной труппы Большого театра. В ее репертуаре партии: Ольга («Евгений Онегин»), Любаша («Царская невеста»), Амелфа («Золотой петушок»), Полина, Графиня («Пиковая дама»), Ваня («Жизнь за царя»), Лель («Снегурочка») и мн. др. Имеет обширный камерный репертуар. Гастролирует за рубежом.
Марианна Высоцкая – органистка и музыковед, профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения. Окончила Московскую консерваторию и аспирантуру, прошла стажировку в Люксембургской консерватории. Лауреат I премии Высшего конкурса органистов в Люксембурге. Успешно совмещает научную, концертную и педагогическую деятельность, концертирует в России и за рубежом. Выступала со многими прославленными коллективами, в т.ч. оркестрами Московской филармонии, Большого театра, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России и др., под управлением дирижеров Ю. Башмета, В. Гергиева, Т. Курентзиса, А. Мустонена, С. Сондецкиса, В. Спивакова, В. Юровского и мн. др. Выступала на фестивалях в Берлине, Дрездене, Таллине, Баку, Пхеньяне и др.
В программе:
1. И. С. Бах (1685-1750). Прелюдия и фуга до мажор BWV 547
2. Г.Ф. Гендель (1685-1759). Речитатив и ария Ксеркса «Ombra mai fu» («Ветви дороги и нежны») из оперы «Ксеркс»
3. И. С. Бах. Хоральная прелюдия из собрания «Шюблеровских хоралов» «Kommst du nun, Jesu, vom Himmel herunter auf Erden» («Иисус, ты снисходишь с небес на землю») BWV 650
4. И. С. Бах. Ария «Bereite dich, Zion» («Готовьтесь, люди, услышать о чуде») из «Рождественской оратории» BWV 248
5. И. С. Бах. Две хоральные прелюдии из собрания «Шюблеровских хоралов»:
«Wachet auf, ruft uns die Stimme» («Восстаньте, голос нас зовёт») BWV 645
«Wer nur den lieben Gott läßt walten» («Кто вверяет себя любящему Богу») BWV 647
6. И. С. Бах. Aрия «Schafe können sicher weiden» («Овцы могут спать спокойно») из Кантаты 208 BWV 208
7. И.С. Бах. Ария «Von den Stricken meiner Sünden» («Чтоб от уз прегрешений освободить меня [был связан Спаситель мой]») из «Страстей по Иоанну» BWV 245
8. Ш.-М. Видор (1844-1937). «Медитация» и «Интермеццо» из Симфонии № 1
9. Ф. Шуберт (1797-1828). «Ave Maria»
10. Ш.-М. Видор. Andante sostenuto из Симфонии № 9 («Готической»)
11. И.С. Бах – Ш. Гуно. «Ave Maria»