1 апреля / воскресенье 19:00 Пасхальный концерт!
«Пасхальная оратория»
Цикл «Все кантаты Баха с Романом Насоновым»
Сезон первый «Бах и Лютер»
Концерт пятый
Екатерина Либерова (сопрано), Анастасия Бондарева (альт), Виталий Калачев (тенор), Даниил Чесноков (бас)
Андрей Бардин – орган
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко
В день, когда западный христианский мир празднует Пасху, в соборе прозвучит величественная и праздничная «Пасхальная оратория» Иоганна Себастьяна Баха! А следом за ней будет исполнена кантата №6 «Останься с нами, потому что наступает вечер», предназначенная на второй день Пасхи. Грандиозный концерт на исторических инструментах. Гость концерта – органист Андрей Бардин, который на великолепном историческом органе соборе исполнит органные шедевры Баха.
«Если человек хочет действительно прогрузиться в исконные смыслы христианской религии, кантаты Баха скажут ему очень много. Современному человеку просто надо это изучать и узнавать», – убежден игумен Петр (Мещеринов). Бах стал неким связующим звеном между старой музыкальной христианской традицией и нашим временем, в котором христианство не является обязательной частью жизни современного человека.
23 февраля 1725 года в честь дня рождения герцога Кристиана Саксен-Вайзенфелса, давнего покровителя Баха, прозвучала так называемая «Пастушья кантата», написанная к празднику. Чуть больше месяца спустя, 1 апреля, кантата прозвучала вновь – но уже с новым текстом Пикандера. Роскошная, радостная и торжественная партитура с участием трех труб и барабанов прекрасно подходила к празднованию Пасхи.
В новом варианте кантата стала называться Пасхальной ораторией. Четыре героя были превращены в персонажей Евангелия – Мария (мать Иакова), Мария Магдалина, апостолы Петр и Иоанн. Музыка близка итальянскому стилю, и оратория звучит как небольшая духовная опера. Ее центр – так называемая ария-сон «Так и моё терзанье смертное лишь нежным обернётся забытьем», в которой музыка трогательно изображает надежду верующего на то, что смерть – это лишь сон, который дарует радостное пробуждение.
Кантата №6 «Останься с нами, потому что наступает вечер» предназначена на второй день Пасхи (понедельник). Анонимное либретто основано на Евангельском чтении этого дня – рассказе учеников о встрече и разговоре в Эммаусе с воскресшим Христом (Лк. 24: 13-35). В этой музыке тоже важную роль играют музыкальные краски вечера и ночи, превосходно выписанные Бахом, первую часть кантаты считают шедевром поэзии в музыке. Обилие красочных деталей в музыке превращает эту кантату в восхитительную фреску о чуде Воскресения Христа.
Как обычно, исполнение кантат будет перемежаться звучанием величественного органа собора. Прозвучит знаменитая симфония из кантаты 29 в блистательном переложении для органа французского органиста А. Гильмана, обработка пасхального хорала «Erstanden ist der heilge Christ» («Воскрес святой Христос») и Фантазия соль мажор – одно из самых грандиозных и торжественных органных сочинений Баха.
Комментирует программы крупнейший специалист в области старинной духовной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.
Андрей Бардин (орган) – лауреат международных конкурсов, более 15 лет занимает пост органиста Красноярского органного зала. С отличием окончил Нижегородскую консерваторию им. М.И. Глинки по специальностям «фортепиано» и «орган», затем там же ассистентуру-стажировку по специальности «орган». Сыграл более 400 концертов, ведет активную просветительскую работу. Помимо камерного музицирования выступает с симфоническими и народными оркестрами, гастролировал в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, Дзержинске, Волгограде, Калининграде, Светлогорске, Омске, Кемерово, Хабаровске, Перми, Томске, Якутске.
Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.
Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Художественный руководитель и дирижер капеллы Олег Романенко является также директором Благотворительного фонда Collegium Musicum и художественным руководителем Рождественского фестиваля «Адвент».
Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. С 2007 сотрудничает с австрийским камерным оркестром Louise Spohr Sinfonietta. В 2008 создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под управлением О. Романенко прозвучали «Мессия» Г. Ф. Генделя, «Семь слов Спасителя на кресте» Й. Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Иоанну», «Рождественская оратория» и «Магнификат» И. С. Баха. В настоящее время О. Романенко директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».
В программе:
Симфония из кантаты № 29 «Wir danken dir, Gott, wir danken dir» («Благодарим тебя, о Боже»). Переложение для органа А. Гильмана.
Пасхальный хорал «Erstanden ist der heilge Christ» («Воскрес святой Христос») BWV 628 из «Органной книжечки»
Кантата №249 Пасхальная оратория «Kommt, eilet und laufet, ihr flüchtigen Füße» («Идём, спешим, бежим веселыми ногами»)
Фантазия соль мажор для органа BWV 572
Кантата №6 «Bleib bei uns, denn es will Abend werden» («Останься с нами, потому что наступает вечер»)
_______________________________________________
За 1 час 30 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».
На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.
Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.
Начало экскурсии — в 17:30 в притворе Собора. Сбор группы в 17:25. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в верхнем правом углу иконку "У нас сегодня экскурсия")