Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

1 апреля / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА BWV 249, 6 Сезон первый "Бах и Лютер" Концерт пятый

1 апреля / воскресенье 19:00                                                       Пасхальный концерт!

«Пасхальная оратория»

Цикл «Все кантаты Баха с Романом Насоновым»

Сезон первый «Бах и Лютер»

Концерт пятый

 

Екатерина Либерова (сопрано), Анастасия Бондарева (альт), Виталий Калачев (тенор), Даниил Чесноков (бас)

Андрей Бардин – орган

Ансамбль Collegium Musicum

Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

 

В день, когда западный христианский мир празднует Пасху, в соборе прозвучит величественная и праздничная «Пасхальная оратория» Иоганна Себастьяна Баха! А следом за ней будет исполнена кантата №6 «Останься с нами, потому что наступает вечер», предназначенная на второй день Пасхи. Грандиозный концерт на исторических инструментах. Гость концерта – органист Андрей Бардин, который на великолепном историческом органе соборе исполнит органные шедевры Баха.

«Если человек хочет действительно прогрузиться в исконные смыслы христианской религии, кантаты Баха скажут ему очень много. Современному человеку просто надо это изучать и узнавать», – убежден игумен Петр (Мещеринов). Бах стал неким связующим звеном между старой музыкальной христианской традицией и нашим временем, в котором христианство не является обязательной частью жизни современного человека.

23 февраля 1725 года в честь дня рождения герцога Кристиана Саксен-Вайзенфелса, давнего покровителя Баха, прозвучала так называемая «Пастушья кантата», написанная к празднику. Чуть больше месяца спустя, 1 апреля, кантата прозвучала вновь – но уже с новым текстом Пикандера. Роскошная, радостная и торжественная партитура с участием трех труб и барабанов прекрасно подходила к празднованию Пасхи.

В новом варианте кантата стала называться Пасхальной ораторией. Четыре героя были превращены в персонажей Евангелия – Мария (мать Иакова), Мария Магдалина, апостолы Петр и Иоанн. Музыка близка итальянскому стилю, и оратория звучит как небольшая духовная опера. Ее центр – так называемая ария-сон «Так и моё терзанье смертное лишь нежным обернётся забытьем», в которой музыка трогательно изображает надежду верующего на то, что смерть – это лишь сон, который дарует радостное пробуждение.

Кантата №6 «Останься с нами, потому что наступает вечер» предназначена на второй день Пасхи (понедельник). Анонимное либретто основано на Евангельском чтении этого дня – рассказе учеников о встрече и разговоре в Эммаусе с воскресшим Христом (Лк. 24: 13-35). В этой музыке тоже важную роль играют музыкальные краски вечера и ночи, превосходно выписанные Бахом, первую часть кантаты считают шедевром поэзии в музыке. Обилие красочных деталей в музыке превращает эту кантату в восхитительную фреску о чуде Воскресения Христа.

Как обычно, исполнение кантат будет перемежаться звучанием величественного органа собора. Прозвучит знаменитая симфония из кантаты 29 в блистательном переложении для органа французского органиста А. Гильмана, обработка пасхального хорала «Erstanden ist der heilge Christ» («Воскрес святой Христос») и Фантазия соль мажор – одно из самых грандиозных и торжественных органных сочинений Баха.

Комментирует программы крупнейший специалист в области старинной духовной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

Андрей Бардин (орган) – лауреат международных конкурсов, более 15 лет занимает пост органиста Красноярского органного зала. С отличием окончил Нижегородскую консерваторию им. М.И. Глинки по специальностям «фортепиано» и «орган», затем там же ассистентуру-стажировку по специальности «орган». ​Сыграл более 400 концертов, ведет активную просветительскую работу. Помимо камерного музицирования выступает с симфоническими и народными оркестрами, гастролировал в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, Дзержинске, Волгограде, Калининграде, Светлогорске, Омске, Кемерово, Хабаровске, Перми, Томске, Якутске.

Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Художественный руководитель и дирижер капеллы Олег Романенко является также директором Благотворительного фонда Collegium Musicum и художественным руководителем Рождественского фестиваля «Адвент».

Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. С 2007 сотрудничает с австрийским камерным оркестром Louise Spohr Sinfonietta. В 2008 создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под управлением О. Романенко прозвучали «Мессия» Г. Ф. Генделя, «Семь слов Спасителя на кресте» Й. Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Иоанну», «Рождественская оратория» и «Магнификат» И. С. Баха. В настоящее время О. Романенко директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель  и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

 

В программе:

Симфония из кантаты № 29 «Wir danken dir, Gott, wir danken dir» («Благодарим тебя, о Боже»). Переложение для органа А. Гильмана.

Пасхальный хорал «Erstanden ist der heilge Christ» («Воскрес святой Христос») BWV 628 из «Органной книжечки»

Кантата №249 Пасхальная оратория «Kommt, eilet und laufet, ihr flüchtigen Füße» («Идём, спешим, бежим веселыми ногами»)

Фантазия соль мажор для органа BWV 572

Кантата №6 «Bleib bei uns, denn es will Abend werden» («Останься с нами, потому что наступает вечер»)

 

_______________________________________________

За 1 час 30 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».

На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.

Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.

Начало экскурсии — в 17:30 в притворе Собора. Сбор группы в 17:25. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в верхнем правом углу иконку "У нас сегодня экскурсия")

 

Исполнители

Андрей Бардин

Солист Красноярской краевой филармонии. 

В 2000 году с отличием окончил Нижегородскую консерваторию имени М. И. Глинки по специальностям «фортепиано» и «орган», а затем там же ассистентуру-стажировку по специальности «орган» (научный руководитель – профессор З. А. Скульская). Лауреат международных конкурсов; в 2001 году на международном конкурсе органистов имени М. Таривердиева (Калининград) удостоен специального приза «Надежда Отечества», а в 2003 там же стал лауреатом и получил четыре специальных приза. В 2020 году жюри Всероссийской премии «Органист года» награжден специальным призом «За просветительскую деятельность в период пандемии». 

С 1999 года работает в Красноярской краевой филармонии. За годы работы артист сыграл более тысячи концертов, в его репертуаре — сочинения И. С. Баха, Д. Букстехуде, Н. Брунса, И. Пахельбеля, Г. Ф. Генделя, Ф. Куперена, Л. Маршана, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, И. Брамса, С. Франка, М. Регера, Ж. Алена, О. Мессиана и многих других композиторов. 

Сотрудничал со многими выдающимися музыкантами, в числе которых Зураб Соткилава, Александр Князев, Михаил Аркадьев, Даниэль Зарецкий; с Волгоградским, Омским и Красноярским симфоническими оркестрами, с Нижегородским и Красноярским филармоническими русскими оркестрами, Концертным русским оркестром «Академия» (Москва), Красноярским камерным оркестром и другими коллективами.

Выступает с концертами в России, Польше, Испании, Норвегии, Литве, Абхазии, Казахстане. Принимает участие в органных фестивалях и научных конференциях, посвященных вопросам истории, теории и практики органного искусства, в работе жюри органных конкурсов. В 2022 году вместе с супругой Евгенией создал музыкальный салон «Sebastian», объединивший в своих стенах любителей и знатоков классической органной музыки, литературы, истории, философии культуры и психологии творчества.

Екатерина Либерова

Екатерина Либерова (сопрано)

Анастасия Бондарева

Оперная и камерная певица.
Окончила Академию хорового искусства имени В.С. Попова по специальности «академическое пение».  
Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли.
Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко.
Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и других. Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

Даниил Чесноков

Даниил Чесноков, бас

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского (2008).

Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса. Работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers.

В 2007 создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD.

В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И.С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения.

В сезоне 2020/21 выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А.В. Свешникова. 

В настоящее время Олег Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Российский музыковед, ученик Ю.Н. Холопова и М.А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории.
Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета.
Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru).
Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра.
Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
19 мая / 19:00
Волшебный дуэт виртуоза «ангельского органа» Александра ЛЕМЕШЕВА и органистки Олеси КРАВЧЕНКО подарит возможность по-новому услышать любимые шедевры классической музыки.
23 мая / 20:00
Даниэль САЛЬВАДОР исполняет на историческом органе собора сочинения семнадцати (17!) разных Бахов — ближайших и дальних родственников Иоганна Себастьяна!
25 мая / 21:00
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве — величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра. Масштабная проекция!
26 мая / 20:00
Лейпцигские кантаты Баха на период после Пасхи в очередном концерте грандиозного проекта Collegium Musicum и Олега РОМАНЕНКО — Все кантаты Баха с Романом НАСОНОВЫМ.
30 мая / 20:00
Доцент Высшей школы церковной музыки в Гейдельберге Мария МОХОВА выстраивает шедевры Баха, Мендельсона и Регера как захватывающее музыкальное путешествие в Лейпциг.
Ближайшие концерты
19 мая / 19:00 – 20:30
Волшебный дуэт виртуоза «ангельского органа» Александра ЛЕМЕШЕВА и органистки Олеси КРАВЧЕНКО подарит возможность по-новому услышать любимые шедевры классической музыки.
Билеты от 800₽
23 мая / 20:00 – 21:30
Даниэль САЛЬВАДОР исполняет на историческом органе собора сочинения семнадцати (17!) разных Бахов — ближайших и дальних родственников Иоганна Себастьяна!
Билеты от 600₽
25 мая / 21:00 – 22:15
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве — величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра. Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
26 мая / 20:00 – 21:30
Лейпцигские кантаты Баха на период после Пасхи в очередном концерте грандиозного проекта Collegium Musicum и Олега РОМАНЕНКО — Все кантаты Баха с Романом НАСОНОВЫМ.
Билеты от 600₽
30 мая / 20:00 – 21:30
Доцент Высшей школы церковной музыки в Гейдельберге Мария МОХОВА выстраивает шедевры Баха, Мендельсона и Регера как захватывающее музыкальное путешествие в Лейпциг.
Билеты от 800₽
2 июня / 19:00 – 20:30
Фестиваль «Лето в соборе» открывает блистательная и звонкая программа — солисты оркестра Большого театра, трубачи-виртуозы Степан БАЧЕВИЧ и Михаил ГАЙДУК в ансамбле органисткой Натальей УЖВИ исполняют знаменитые шедевры барокко.
Билеты от 800₽
6 июня / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Мария Лесовиченко — орган Ансамбль солистов ADVANCE Художественный руководитель — Илья ЛОЛЕЙТ В программе: В. А. Моцарт и др.
Билеты от 800₽
8 июня / 18:00 – 19:30
Грандиозное звучание исторического органа и исповедальное соло голоса — испытать уникальный слушательский опыт предлагают органистка Анна ОРЛОВА и солистка ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Варвара КОТОВА.
Билеты от 800₽
9 июня / 19:00 – 20:30
Захватывающее музыкальное путешествие в сказочную Норвегию с бессмертной музыкой Эдварда Грига и масштабной проекцией.
Билеты от 800₽
13 июня / 20:00 – 21:30
Ко Дню португальского языка и сообщества португалоговорящих стран.
Билеты от 800₽
16 июня / 19:00 – 20:30
Александр ФИСЕЙСКИЙ – орган
Билеты от 800₽
20 июня / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Мария БЛАЖЕВИЧ — орган В программе: И. С. Бах и авторские органные фантазии на темы рок-хитов The Beatles, Roxette, Scorpions, Deep Purple, Led Zeppelin и др.
Билеты от 1400₽
27 июня / 20:00 – 21:30
Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
29 июня / 21:00 – 22:15
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова Дирижер — Олег РОМАНЕНКО
Билеты от 1400₽
30 июня / 20:00 – 21:30
Ансамбль Collegium Musicum, Олег РОМАНЕНКО, Роман НАСОНОВ. В программе: кантаты BWV 37, BWV 194
Билеты от 600₽
4 июля / 20:00 – 21:30
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаил в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
Билеты от 800₽
11 июля / 20:00 – 21:30
Играет Юлия ГЛАЗКОВА— орган 
Билеты от 800₽
14 июля / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
18 июля / 20:00 – 21:30
Николай ЛЬГОВСКИЙ — гонги, плоские колокола-била Фёдор СТРОГАНОВ — орган
Билеты от 1400₽
1 августа / 20:00 – 21:30
лауреат международных конкурсов Фёдор СТРОГАНОВ орган, фортепиано
Билеты от 800₽
Работает на Cornerstone