25 марта / воскресенье 19.00
Все сочинения И. С. Баха для органа
Авторский цикл
Концерт четвертый
заслуженный артист России, профессор
Александр Фисейский, орган
Уникальный цикл профессора Александра Фисейского, выдающегося российского органиста и исследователя музыки И. С. Баха, охватывает все органное наследие великого немецкого мастера. В нем представлено в общей сложности около 300 произведений, которые прозвучат на великолепном историческом органе собора святых Петра и Павла. Цикл построен таким образом, чтобы слушатель, посетивший хотя бы один концерт, смог составить суждение о богатстве и многообразии органного творчества великого немецкого композитора.
Четвертая программа представляет Баха как композитора и органиста, стоящего на вершине огромной эпохи, как итог столетней истории и синтез целого ряда направлений. В Токкате фа мажор он использует любимые приемы композиторов Южнонемецкой школы, а фантазия до мажор (BWV 570) прямо свидетельствует о близком знакомстве Баха с творчеством главы этой школы – Иоганна Пахельбеля.
Органные партиты написаны по модели Георга Бёма, органиста из Люнебурга. В программе мартовского концерта партита фа минор – в ней Бах разрабатывает хоральный напев «Христос, Ты весь как светлый день», мелодия которого написана в XVI веке. Две прелюдии и фуги (BWV 550 и BWV 543а), тоже рассказывают о влиянии ярких представителей Северонемецкой органной школы – Иоганна Адама Рейнкена и Дитриха Букстехуде, чьи концерты и импровизации юный Бах слышал в Гамбурге и Любеке. А знаменитый органный концерт ля минор – это переложение Концерта для двух скрипок и камерного оркестра итальянца Антонио Вивальди, которое Бах сделал по заказу принца Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского.
Многие сочинения Баха для органа написаны в первые периоды его творчества, в них несложно заметить приметы разных стилей и школ. Но именно способность впитывать, объединять и преобразовывать все лучшее, что он встречал на своем творческом пути, сделала Баха великим. В его произведениях сошлось множество нитей, ведущих из разных стран и традиций к вершинам органного искусства. Не случайно много позднее Макс Регер писал, что Бах есть «начало и конец всякой музыки».
Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.
Пропаганда национального органного наследия – ещё одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)».
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката (Прелюдия) и фуга фа мажор, BWV 540
Партита на тему хорала „Christ, der du bist der helle Tag“, BWV 766
Концерт ля минор (по А. Вивальди), BWV 593
Без обозначения темпа – Adagio – Allegro
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 550
Фантазия до мажор, BWV 570
Фантазия си минор, BWV 563
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
__________________________________________________
За 1 час 30 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».
На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.
Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.
Начало экскурсии — в 17:30 в притворе Собора. Сбор группы в 17:25. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в верхнем правом углу иконку "У нас сегодня экскурсия")