1 января / понедельник 18.00 Новогодний концерт!
Все сочинения И. С. Баха для органа
Авторский цикл
Концерт третий
заслуженный артист России, профессор
Александр Фисейский, орган
Уникальный цикл профессора Александра Фисейского, выдающегося российского органиста и исследователя музыки И. С. Баха, охватывает все органное наследие великого немецкого мастера. В нем представлено в общей сложности около 300 произведений, которые прозвучат на великолепном историческом органе собора святых Петра и Павла. Цикл построен таким образом, чтобы слушатель, посетивший хотя бы один концерт, смог составить суждение о богатстве и многообразии органного творчества великого немецкого композитора.
Бах не имел привычки датировать свои сочинения и вкладывать в них автобиографический смысл, его жизнь и творчество полны загадок. Но эта программа может многое рассказать нам об этом великом человеке: профессионале – органисте, церковном и придворном музыканте, и семьянине – муже, отце, наставнике своих талантливых сыновей. В нее вошли как известные, так и редко исполняемые сочинения.
Органный цикл «Восемь маленьких прелюдий и фуг» Бах сочинил для обучения своих старших сыновей – Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эмануэля. Долгое время эти пьесы считали «лучшей органной школой». Тем не менее, эту музыку нельзя назвать прикладной, каждая пара прелюдия-фуга обладает своим характером, представляет разные органные регистры и фактуры.
Трио-соната ми-бемоль мажор – формально тоже «учебное пособие». Она входит в сборник «Шесть трио-сонат», который Бах написал для своего старшего сына, Вильгельма Фридемана, чтобы «сделать из него мастера игры на органе». Если маленькие прелюдии и фуги доступны ученикам, то трио-сонаты считаются высшей ступенью исполнительского мастерства, они требуют от органиста виртуозной мануальной и педальной техники. Но технические задачи не умаляют их художественной значимости, музыка трио-сонат не уступает лучшим творениям Баха.
Фантазия и фуга соль минор – одно из наиболее популярных органных произведений И. С. Баха. Его тему Бах позаимствовал из сонаты своего старшего коллеги – Адама Рейнкена, знаменитого композитора и органиста гамбургской церкви св. Екатерины Иоганна. Вероятно, Бах играл фугу в церкви св. Екатерины в присутствии 77-летнего Рейнкена во время посещения Гамбурга в 1720 году. Возможно, он рассчитывал произвести впечатление на старого мастера и получить хорошую должность.
Хоральные обработки из Собрания Ноймайстера считаются наиболее ранними композиторскими опытами Баха. Больше 250 лет они были никому не известны: рукописи были обнаружены в 1984 году в библиотеке Йельского университета в США и опубликованы только в 1985 году!
Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.
Пропаганда национального органного наследия — ещё одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. — 1800 год)».
В программе: И. С. Бах
«Восемь маленьких прелюдий и фуг», BWV 553–560
Прелюдия и фуга до мажор
Прелюдия и фуга ре минор
Прелюдия и фуга ми минор
Прелюдия и фуга фа мажор
Прелюдия и фуга соль мажор
Прелюдия и фуга соль минор
Прелюдия и фуга ля минор
Прелюдия и фуга си-бемоль мажор
Трио-соната ми-бемоль мажор, BWV 525
Без обозначения темпа
Adagio
Allegro
Хоральные обработки из Собрания Ноймайстера, BWV 1090–1098
Wir Christenleut’
Das alte Jahr vergangen ist
Herr Gott, nun schleuß den Himmel auf
Herzliebster Jesu, was hast du verbrochen
O Jesu, wie ist dein Gestalt
O Lamm Gottes, unschuldig
Christe, der du bist Tag und Licht
Ehre sei dir, Christe, der du leidest Not
Wir glauben all an einen Gott
Фантазия (Прелюдия) и фуга соль минор, BWV 542
За 1 час 15 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».
На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.
Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.
Начало экскурсии — в 16:45 в притворе Собора. Сбор группы в 16:40. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в нижнем правом углу иконку "экскурсия")