Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

23 декабря / Суббота
начало в 18:00, длительность 1 час 30 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА BWV 61, 147a Сезон первый «Бах и Лютер» Концерт третий

Торжественное закрытие

IV Международного Рождественского фестиваля духовной музыки «Адвент»

 

23 декабря / суббота 18:00

Все кантаты Баха с Романом Насоновым

Сезон первый «Бах и Лютер»

Концерт третий

 

Людмила Ерюткина (сопрано)

Анастасия Бондарева (альт)

Евгений Воробьев (тенор)

Даниил Чесноков (бас)

Роман Перуцкий (орган, Польша)

Ансамбль Collegium Musicum

Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

 

В преддверии западного Рождества прозвучат две кантаты Баха, написанные для исполнения в предрождественский период – на первое и третье воскресенья Адвента. Обе они – №61 «Nun komm, der Heiden Heiland» («Гряди, Спаситель народов») и №147а «Herz und Mund und Tut und Leben» («Устами, сердцем, нашими делами, всею жизнью») – написаны для Веймара. Кантаты отличаются праздничным, даже парадным характером музыки и очень выразительными ариями. Это великая музыка, способная раскрыть смысл праздника и подготовить душу человека к встрече с рождающимся Христом.  

Кантата №61 написана на первое воскресенье Адвента, то есть на первое воскресенье Рождественского поста. Ее текст принадлежит Эрдману Ноймайстеру, ключевому для истории церковной поэзии начала XVIII века автора. Ноймайстер стремился к театрализации и церковной музыки, и Бах ярко проявляет эту театрализацию, заложенную в тексте. Ноймайстер написал проповедь в поэтической форме, а Бах на ее основе создал яркие музыкальные сцены, изображающие церковный праздник и чувства христианина, его радость и ликование. Первая половина кантаты повествует о том, как Иисус приходит к Церкви, а вторая говорит о том, как Иисус приходит к каждому отдельному верующему, к конкретному человеку.

Кантата №147а – ранняя версия кантаты №147, переделанной Бахом для Лейпцига.  Она написана на слова Соломона Франка, и в центре ее образ Девы Марии и чудо божественного зачатия. С музыкальной точки зрения это одна из красивейших кантат Баха. Она отличается не только великолепными ариями, но и богатством инструментальной отделки: в первом хоре торжественность момента передают солирующие трубы, а вокальные арии практически превращаются в дуэты при помощи выразительных облигатных партий солирующих инструментов – скрипки и гобоя. Изумительная по красоте и эмоциональности музыка этой кантаты вместе с ее роскошным инструментальным обликом сделали ее одной из наиболее популярных в наследии Баха.

Рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент» предлагает окунуться в удивительную атмосферу подготовки к светлому празднику Рождества Христова. Адвент – особое время перед Рождеством в западной традиции христианских церквей, время радостного ожидания чуда. Специально подобранная программа концертов распахивает дверь в огромный мир грядущего праздника и дарит ни с чем не сравнимое чувство подготовки сердца к торжеству.

Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Роман Перуцкий (орган, Польша) – главный органист Оливского кафедрального собора (Гданьск). Окончил Академию музыки в Гданьске, в настоящее время – профессор органного класса Академии. Управляющий директор Симфонического оркестра Балтийской филармонии, президент общества «Musica Sacra», руководитель международного фестиваля органной музыки и Международного конкурса органистов им. Я. П. Свелинка. В качестве члена жюри приглашается многими европейскими конкурсами, выступает с лекциями в Польше, Португалии, Мексике, Хорватии, России и Франции. Востребованный концертирующий органист, сыгравший более 2500 концертов соло, в ансамбле и с оркестром в Европе, России, Японии, Китае, Мексике, США и Австралии. Имеет ряд записей на CD, для национального радио и телевидения. Его заслуги отмечены наградой Министерства культуры Польши, высшей наградой Ватикана «За заслуги перед Церковью и Папой» и орденом св. Сильвестра.

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля  и в одном пространстве – Кафедральной соборе Святых Петра и Павла.
Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. С 2007 г. сотрудничает с австрийским камерным оркестром Louise Spohr Sinfonietta. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под управлением О. Романенко прозвучали «Мессия» Г. Ф. Генделя, «Семь слов Спасителя на кресте» Й. Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева), «Страсти по Иоанну» и «Магнификат» И. С. Баха. В настоящее время – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель  и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

 

В программе: И. С. Бах

Кантата №61 «Nun komm, der Heiden Heiland» («Гряди, Спаситель народов»)

Кантата №147а «Herz und Mund und Tut und Leben» («Устами, сердцем, нашими делами, всею жизнью»)

 

 

 

Читать дальше...
Исполнители

Роман Перуцкий

Роман Перуцкий (орган, Польша) – главный органист Оливского кафедрального собора (Гданьск). Окончил Академию музыки в Гданьске, в настоящее время – профессор органного класса Академии. Управляющий директор Симфонического оркестра Балтийской филармонии, президент общества «Musica Sacra», руководитель международного фестиваля органной музыки и Международного конкурса органистов им. Я. П. Свелинка. В качестве члена жюри приглашается многими европейскими конкурсами, выступает с лекциями в Польше, Португалии, Мексике, Хорватии, России и Франции. Востребованный концертирующий органист, сыгравший более 2500 концертов соло, в ансамбле и с оркестром в Европе, России, Японии, Китае, Мексике, США и Австралии. Имеет ряд записей на CD, для национального радио и телевидения. Его заслуги отмечены наградой Министерства культуры Польши, высшей наградой Ватикана «За заслуги перед Церковью и Папой» и орденом св. Сильвестра.

Екатерина Либерова

Екатерина Либерова (сопрано)

Вячеслав Воробьев

Вячеслав Воробьев, тенор

Анастасия Бондарева

Анастасия Бондарева — оперная и камерная певица. Окончила Академию хорового искусства имени В. С. Попова по специальности «академическое пение».  Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли. Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко. Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и др.   Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

Даниил Чесноков

Даниил Чесноков, бас

Олег Романенко

Дирижер – Олег Романенко

Выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве и др. В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

барочный оркестр орган солисты хор Бах И. С.
анонсы
24 января / 19:00
Легендарный коллектив с новой программой музыки современных композиторов разных стран — захватывающий калейдоскоп стилей от Шнитке и спиричуэла до популярного американского композитора, создателя знаменитого "Виртуального хора" Эрика Уитакра.
30 января / 21:00
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра.
31 января / 19:00
Каким представали себе Баха в России XIX века? Кто в нашей стране сочинял для органа? Об этом рассказывает третий концерт цикла выдающегося российского органиста Александра Фисейского.
7 февраля / 19:00
Фёдор Строганов собрал в одном концерте самые знаменитые органные токкаты — захватывающая дух история самой эффектной и виртуозной органной музыки. 
13 февраля / 18:00
Известные шедевры Баха и Вивальди в окружении изысканных барочных редкостей. Светская и духовная музыка — на исторических инструментах.
Ближайшие концерты
24 января / 19:00 – 20:30
Легендарный коллектив с новой программой музыки современных композиторов разных стран — захватывающий калейдоскоп стилей от Шнитке и спиричуэла до популярного американского композитора, создателя знаменитого "Виртуального хора" Эрика Уитакра.
30 января / 21:00 – 22:10
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра.
31 января / 19:00 – 20:30
Каким представали себе Баха в России XIX века? Кто в нашей стране сочинял для органа? Об этом рассказывает третий концерт цикла выдающегося российского органиста Александра Фисейского.
7 февраля / 19:00 – 20:30
Фёдор Строганов собрал в одном концерте самые знаменитые органные токкаты — захватывающая дух история самой эффектной и виртуозной органной музыки. 
13 февраля / 18:00 – 19:30
Известные шедевры Баха и Вивальди в окружении изысканных барочных редкостей. Светская и духовная музыка — на исторических инструментах.
14 февраля / 19:00 – 20:30
Знаменитые мелодии любви в исполнении необычного ансамбля
21 февраля / 19:00 – 20:30
Два цикла «Времен года» — эффектное сочетание. Многообразие настроений, яркая палитра красок и виртуозная партия солиста – все это заставляет исполнителей вновь и вновь обращаться к этой музыке, пытаться открыть ее заново. 
27 февраля / 21:00 – 22:15
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра. 12+
28 февраля / 19:00 – 20:30
Тимур Халиуллин, орган
7 марта / 19:00 – 20:30
лауреаты Международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган
8 марта / 16:00 – 17:30
Лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Симфонические оркестр «Инструментальная капелла» Дирижер — заслуженный артист России Виктор Луценко В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла, И. С. Бах
14 марта / 19:00 – 20:30
В программе: И. С. Бах, П. Хиндемит, М. Дюпре, Д. Шостакович
21 марта / 19:00 – 20:30
№ 1083 «Tilge, Höchster, meine Sünden» («Искупи, Всевышний, мои грехи») № 1 «Wie schön leuchtet der Morgenstern» («О, как прекрасно утренней звезды сияет свет»)
4 апреля / 20:00 – 21:30
Пасхальный концерт! Великая музыка света, надежды и радости!
25 апреля / 19:00 – 20:45
Кантаты на третий день Пасхи № 134«Ein Herz, das seinen Jesum lebend weiß» («Се познаёт душа воскресшего Иисуса») № 145 «Ich lebe, mein Herze, zu deinem Ergötzen» («Я жив, о Моё чадо, к услажденью твоему»)
16 мая / 19:00 – 20:30
Концерт пятый БАХ И ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА В программе: И. С. Бах, О. Мессиан, С. Губайдулина, А. Шнитке
30 мая / 19:00 – 20:45
Кантаты на Троицу № 176 «Es ist ein trotzig und verzagt Ding» («Лукаво сердце человеческое более всего») № 129 «Gelobet sei der Herr, mein Gott» («Слава Тебе, Господи, мой Боже»)
27 июня / 19:00 – 20:45
Кантаты на рождество Иоанна Предтечи № 167 «Ihr Menschen, rühmet Gottes Liebe» («Восславьте, люди, Божию любовь») № 7 «Christ unser Herr zum Jordan kam» («Христос Господь на Иордан пришёл»)
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone