Торжественное закрытие
IV Международного Рождественского фестиваля духовной музыки «Адвент»
23 декабря / суббота 18:00
Все кантаты Баха с Романом Насоновым
Сезон первый «Бах и Лютер»
Концерт третий
Людмила Ерюткина (сопрано)
Анастасия Бондарева (альт)
Евгений Воробьев (тенор)
Даниил Чесноков (бас)
Роман Перуцкий (орган, Польша)
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко
В преддверии западного Рождества прозвучат две кантаты Баха, написанные для исполнения в предрождественский период – на первое и третье воскресенья Адвента. Обе они – №61 «Nun komm, der Heiden Heiland» («Гряди, Спаситель народов») и №147а «Herz und Mund und Tut und Leben» («Устами, сердцем, нашими делами, всею жизнью») – написаны для Веймара. Кантаты отличаются праздничным, даже парадным характером музыки и очень выразительными ариями. Это великая музыка, способная раскрыть смысл праздника и подготовить душу человека к встрече с рождающимся Христом.
Кантата №61 написана на первое воскресенье Адвента, то есть на первое воскресенье Рождественского поста. Ее текст принадлежит Эрдману Ноймайстеру, ключевому для истории церковной поэзии начала XVIII века автора. Ноймайстер стремился к театрализации и церковной музыки, и Бах ярко проявляет эту театрализацию, заложенную в тексте. Ноймайстер написал проповедь в поэтической форме, а Бах на ее основе создал яркие музыкальные сцены, изображающие церковный праздник и чувства христианина, его радость и ликование. Первая половина кантаты повествует о том, как Иисус приходит к Церкви, а вторая говорит о том, как Иисус приходит к каждому отдельному верующему, к конкретному человеку.
Кантата №147а – ранняя версия кантаты №147, переделанной Бахом для Лейпцига. Она написана на слова Соломона Франка, и в центре ее образ Девы Марии и чудо божественного зачатия. С музыкальной точки зрения это одна из красивейших кантат Баха. Она отличается не только великолепными ариями, но и богатством инструментальной отделки: в первом хоре торжественность момента передают солирующие трубы, а вокальные арии практически превращаются в дуэты при помощи выразительных облигатных партий солирующих инструментов – скрипки и гобоя. Изумительная по красоте и эмоциональности музыка этой кантаты вместе с ее роскошным инструментальным обликом сделали ее одной из наиболее популярных в наследии Баха.
Рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент» предлагает окунуться в удивительную атмосферу подготовки к светлому празднику Рождества Христова. Адвент – особое время перед Рождеством в западной традиции христианских церквей, время радостного ожидания чуда. Специально подобранная программа концертов распахивает дверь в огромный мир грядущего праздника и дарит ни с чем не сравнимое чувство подготовки сердца к торжеству.
Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.
Роман Перуцкий (орган, Польша) – главный органист Оливского кафедрального собора (Гданьск). Окончил Академию музыки в Гданьске, в настоящее время – профессор органного класса Академии. Управляющий директор Симфонического оркестра Балтийской филармонии, президент общества «Musica Sacra», руководитель международного фестиваля органной музыки и Международного конкурса органистов им. Я. П. Свелинка. В качестве члена жюри приглашается многими европейскими конкурсами, выступает с лекциями в Польше, Португалии, Мексике, Хорватии, России и Франции. Востребованный концертирующий органист, сыгравший более 2500 концертов соло, в ансамбле и с оркестром в Европе, России, Японии, Китае, Мексике, США и Австралии. Имеет ряд записей на CD, для национального радио и телевидения. Его заслуги отмечены наградой Министерства культуры Польши, высшей наградой Ватикана «За заслуги перед Церковью и Папой» и орденом св. Сильвестра.
Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве – Кафедральной соборе Святых Петра и Павла.
Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.
Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. С 2007 г. сотрудничает с австрийским камерным оркестром Louise Spohr Sinfonietta. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под управлением О. Романенко прозвучали «Мессия» Г. Ф. Генделя, «Семь слов Спасителя на кресте» Й. Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева), «Страсти по Иоанну» и «Магнификат» И. С. Баха. В настоящее время – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».
В программе: И. С. Бах
Кантата №61 «Nun komm, der Heiden Heiland» («Гряди, Спаситель народов»)
Кантата №147а «Herz und Mund und Tut und Leben» («Устами, сердцем, нашими делами, всею жизнью»)