Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

23 декабря / Суббота
начало в 18:00, длительность 1 час 30 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА BWV 61, 147a Сезон первый «Бах и Лютер» Концерт третий

Торжественное закрытие

IV Международного Рождественского фестиваля духовной музыки «Адвент»

 

23 декабря / суббота 18:00

Все кантаты Баха с Романом Насоновым

Сезон первый «Бах и Лютер»

Концерт третий

 

Людмила Ерюткина (сопрано)

Анастасия Бондарева (альт)

Евгений Воробьев (тенор)

Даниил Чесноков (бас)

Роман Перуцкий (орган, Польша)

Ансамбль Collegium Musicum

Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

 

В преддверии западного Рождества прозвучат две кантаты Баха, написанные для исполнения в предрождественский период – на первое и третье воскресенья Адвента. Обе они – №61 «Nun komm, der Heiden Heiland» («Гряди, Спаситель народов») и №147а «Herz und Mund und Tut und Leben» («Устами, сердцем, нашими делами, всею жизнью») – написаны для Веймара. Кантаты отличаются праздничным, даже парадным характером музыки и очень выразительными ариями. Это великая музыка, способная раскрыть смысл праздника и подготовить душу человека к встрече с рождающимся Христом.  

Кантата №61 написана на первое воскресенье Адвента, то есть на первое воскресенье Рождественского поста. Ее текст принадлежит Эрдману Ноймайстеру, ключевому для истории церковной поэзии начала XVIII века автора. Ноймайстер стремился к театрализации и церковной музыки, и Бах ярко проявляет эту театрализацию, заложенную в тексте. Ноймайстер написал проповедь в поэтической форме, а Бах на ее основе создал яркие музыкальные сцены, изображающие церковный праздник и чувства христианина, его радость и ликование. Первая половина кантаты повествует о том, как Иисус приходит к Церкви, а вторая говорит о том, как Иисус приходит к каждому отдельному верующему, к конкретному человеку.

Кантата №147а – ранняя версия кантаты №147, переделанной Бахом для Лейпцига.  Она написана на слова Соломона Франка, и в центре ее образ Девы Марии и чудо божественного зачатия. С музыкальной точки зрения это одна из красивейших кантат Баха. Она отличается не только великолепными ариями, но и богатством инструментальной отделки: в первом хоре торжественность момента передают солирующие трубы, а вокальные арии практически превращаются в дуэты при помощи выразительных облигатных партий солирующих инструментов – скрипки и гобоя. Изумительная по красоте и эмоциональности музыка этой кантаты вместе с ее роскошным инструментальным обликом сделали ее одной из наиболее популярных в наследии Баха.

Рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент» предлагает окунуться в удивительную атмосферу подготовки к светлому празднику Рождества Христова. Адвент – особое время перед Рождеством в западной традиции христианских церквей, время радостного ожидания чуда. Специально подобранная программа концертов распахивает дверь в огромный мир грядущего праздника и дарит ни с чем не сравнимое чувство подготовки сердца к торжеству.

Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Роман Перуцкий (орган, Польша) – главный органист Оливского кафедрального собора (Гданьск). Окончил Академию музыки в Гданьске, в настоящее время – профессор органного класса Академии. Управляющий директор Симфонического оркестра Балтийской филармонии, президент общества «Musica Sacra», руководитель международного фестиваля органной музыки и Международного конкурса органистов им. Я. П. Свелинка. В качестве члена жюри приглашается многими европейскими конкурсами, выступает с лекциями в Польше, Португалии, Мексике, Хорватии, России и Франции. Востребованный концертирующий органист, сыгравший более 2500 концертов соло, в ансамбле и с оркестром в Европе, России, Японии, Китае, Мексике, США и Австралии. Имеет ряд записей на CD, для национального радио и телевидения. Его заслуги отмечены наградой Министерства культуры Польши, высшей наградой Ватикана «За заслуги перед Церковью и Папой» и орденом св. Сильвестра.

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля  и в одном пространстве – Кафедральной соборе Святых Петра и Павла.
Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. С 2007 г. сотрудничает с австрийским камерным оркестром Louise Spohr Sinfonietta. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под управлением О. Романенко прозвучали «Мессия» Г. Ф. Генделя, «Семь слов Спасителя на кресте» Й. Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева), «Страсти по Иоанну» и «Магнификат» И. С. Баха. В настоящее время – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель  и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

 

В программе: И. С. Бах

Кантата №61 «Nun komm, der Heiden Heiland» («Гряди, Спаситель народов»)

Кантата №147а «Herz und Mund und Tut und Leben» («Устами, сердцем, нашими делами, всею жизнью»)

 

 

 

Исполнители

Роман Перуцкий

Роман Перуцкий (орган, Польша) – главный органист Оливского кафедрального собора (Гданьск). Окончил Академию музыки в Гданьске, в настоящее время – профессор органного класса Академии. Управляющий директор Симфонического оркестра Балтийской филармонии, президент общества «Musica Sacra», руководитель международного фестиваля органной музыки и Международного конкурса органистов им. Я. П. Свелинка. В качестве члена жюри приглашается многими европейскими конкурсами, выступает с лекциями в Польше, Португалии, Мексике, Хорватии, России и Франции. Востребованный концертирующий органист, сыгравший более 2500 концертов соло, в ансамбле и с оркестром в Европе, России, Японии, Китае, Мексике, США и Австралии. Имеет ряд записей на CD, для национального радио и телевидения. Его заслуги отмечены наградой Министерства культуры Польши, высшей наградой Ватикана «За заслуги перед Церковью и Папой» и орденом св. Сильвестра.

Екатерина Либерова

Екатерина Либерова (сопрано)

Вячеслав Воробьев

Вячеслав Воробьев, тенор

Анастасия Бондарева

Анастасия Бондарева — оперная и камерная певица. Окончила Академию хорового искусства имени В. С. Попова по специальности «академическое пение».  Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли. Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко. Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и др.   Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

Даниил Чесноков

Даниил Чесноков, бас

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
7 июля / 20:00
Лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка, Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
9 июля / 18:00
Лауреат международных конкурсов Фёдор Строганов — орган
10 июля / 19:00
Народный артист России Александр Князев — орган, лауреат международных конкурсов Юлия Игонина — скрипка
17 июля / 19:00
Лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин — орган
24 июля / 19:00
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского — орган Концерт шестой
Ближайшие концерты
7 июля / 20:00 – 21:30
Лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка, Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
9 июля / 18:00 – 19:30
Лауреат международных конкурсов Фёдор Строганов — орган
10 июля / 19:00 – 20:30
Народный артист России Александр Князев — орган, лауреат международных конкурсов Юлия Игонина — скрипка
17 июля / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин — орган
24 июля / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского — орган Концерт шестой
30 июля / 21:00 – 22:30
Лауреат международных конкурсов Олеся Кравченко — орган
31 июля / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Дуэт ARTBENE Анна Ветлугина — орган, Дмитрий Максименко — орган
4 августа / 20:00 – 21:30
Лауреаты всероссийских и международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган, рояль Анна НИКУЛИНА — орган, рояль Надежда УСМАНОВА — ударные
7 августа / 19:00 – 20:30
Марина Белова — лютня, теорба Маргарита Еськина — орган, клавесин-оттавино
13 августа / 18:00 – 19:30
Лауреат международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка, Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
14 августа / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Елена Привалова – орган (Рига) Елена Иванова-Летягина – флейта (Киров) Дарья Филиппенко – альт
21 августа / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов Михаил Широченко – контратенор Лауреат премии «Органист года – 2021» Мария Блажевич – орган
28 августа / 20:00 – 21:15
Московский государственный академический симфонический оркестр, Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова. Дирижер — Олег Романенко
1 сентября / 20:00 – 21:30
лауреаты Международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган
24 сентября / 21:00 – 22:30
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег РОМАНЕНКО
25 сентября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
30 октября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
13 ноября / 20:00 – 21:30
Екатерина Мирзоянц (сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано) Владимир Дмитрук (тенор) Денис Седов (бас) Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского Дирижер – Олег Романенко
20 ноября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
25 декабря / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
29 января / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
26 февраля / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
26 марта / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
30 апреля / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
Работает на Cornerstone