Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

23 декабря / Суббота
начало в 18:00, длительность 1 час 30 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА BWV 61, 147a Сезон первый «Бах и Лютер» Концерт третий

Торжественное закрытие

IV Международного Рождественского фестиваля духовной музыки «Адвент»

 

23 декабря / суббота 18:00

Все кантаты Баха с Романом Насоновым

Сезон первый «Бах и Лютер»

Концерт третий

 

Людмила Ерюткина (сопрано)

Анастасия Бондарева (альт)

Евгений Воробьев (тенор)

Даниил Чесноков (бас)

Роман Перуцкий (орган, Польша)

Ансамбль Collegium Musicum

Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

 

В преддверии западного Рождества прозвучат две кантаты Баха, написанные для исполнения в предрождественский период – на первое и третье воскресенья Адвента. Обе они – №61 «Nun komm, der Heiden Heiland» («Гряди, Спаситель народов») и №147а «Herz und Mund und Tut und Leben» («Устами, сердцем, нашими делами, всею жизнью») – написаны для Веймара. Кантаты отличаются праздничным, даже парадным характером музыки и очень выразительными ариями. Это великая музыка, способная раскрыть смысл праздника и подготовить душу человека к встрече с рождающимся Христом.  

Кантата №61 написана на первое воскресенье Адвента, то есть на первое воскресенье Рождественского поста. Ее текст принадлежит Эрдману Ноймайстеру, ключевому для истории церковной поэзии начала XVIII века автора. Ноймайстер стремился к театрализации и церковной музыки, и Бах ярко проявляет эту театрализацию, заложенную в тексте. Ноймайстер написал проповедь в поэтической форме, а Бах на ее основе создал яркие музыкальные сцены, изображающие церковный праздник и чувства христианина, его радость и ликование. Первая половина кантаты повествует о том, как Иисус приходит к Церкви, а вторая говорит о том, как Иисус приходит к каждому отдельному верующему, к конкретному человеку.

Кантата №147а – ранняя версия кантаты №147, переделанной Бахом для Лейпцига.  Она написана на слова Соломона Франка, и в центре ее образ Девы Марии и чудо божественного зачатия. С музыкальной точки зрения это одна из красивейших кантат Баха. Она отличается не только великолепными ариями, но и богатством инструментальной отделки: в первом хоре торжественность момента передают солирующие трубы, а вокальные арии практически превращаются в дуэты при помощи выразительных облигатных партий солирующих инструментов – скрипки и гобоя. Изумительная по красоте и эмоциональности музыка этой кантаты вместе с ее роскошным инструментальным обликом сделали ее одной из наиболее популярных в наследии Баха.

Рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент» предлагает окунуться в удивительную атмосферу подготовки к светлому празднику Рождества Христова. Адвент – особое время перед Рождеством в западной традиции христианских церквей, время радостного ожидания чуда. Специально подобранная программа концертов распахивает дверь в огромный мир грядущего праздника и дарит ни с чем не сравнимое чувство подготовки сердца к торжеству.

Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Роман Перуцкий (орган, Польша) – главный органист Оливского кафедрального собора (Гданьск). Окончил Академию музыки в Гданьске, в настоящее время – профессор органного класса Академии. Управляющий директор Симфонического оркестра Балтийской филармонии, президент общества «Musica Sacra», руководитель международного фестиваля органной музыки и Международного конкурса органистов им. Я. П. Свелинка. В качестве члена жюри приглашается многими европейскими конкурсами, выступает с лекциями в Польше, Португалии, Мексике, Хорватии, России и Франции. Востребованный концертирующий органист, сыгравший более 2500 концертов соло, в ансамбле и с оркестром в Европе, России, Японии, Китае, Мексике, США и Австралии. Имеет ряд записей на CD, для национального радио и телевидения. Его заслуги отмечены наградой Министерства культуры Польши, высшей наградой Ватикана «За заслуги перед Церковью и Папой» и орденом св. Сильвестра.

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля  и в одном пространстве – Кафедральной соборе Святых Петра и Павла.
Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. С 2007 г. сотрудничает с австрийским камерным оркестром Louise Spohr Sinfonietta. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под управлением О. Романенко прозвучали «Мессия» Г. Ф. Генделя, «Семь слов Спасителя на кресте» Й. Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева), «Страсти по Иоанну» и «Магнификат» И. С. Баха. В настоящее время – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель  и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

 

В программе: И. С. Бах

Кантата №61 «Nun komm, der Heiden Heiland» («Гряди, Спаситель народов»)

Кантата №147а «Herz und Mund und Tut und Leben» («Устами, сердцем, нашими делами, всею жизнью»)

 

 

 

Исполнители

Роман Перуцкий

Роман Перуцкий (орган, Польша) – главный органист Оливского кафедрального собора (Гданьск). Окончил Академию музыки в Гданьске, в настоящее время – профессор органного класса Академии. Управляющий директор Симфонического оркестра Балтийской филармонии, президент общества «Musica Sacra», руководитель международного фестиваля органной музыки и Международного конкурса органистов им. Я. П. Свелинка. В качестве члена жюри приглашается многими европейскими конкурсами, выступает с лекциями в Польше, Португалии, Мексике, Хорватии, России и Франции. Востребованный концертирующий органист, сыгравший более 2500 концертов соло, в ансамбле и с оркестром в Европе, России, Японии, Китае, Мексике, США и Австралии. Имеет ряд записей на CD, для национального радио и телевидения. Его заслуги отмечены наградой Министерства культуры Польши, высшей наградой Ватикана «За заслуги перед Церковью и Папой» и орденом св. Сильвестра.

Екатерина Либерова

Екатерина Либерова (сопрано)

Вячеслав Воробьев

Вячеслав Воробьев, тенор

Анастасия Бондарева

Анастасия Бондарева — оперная и камерная певица. Окончила Академию хорового искусства имени В. С. Попова по специальности «академическое пение».  Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли. Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко. Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и др.   Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

Даниил Чесноков

Даниил Чесноков, бас

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
4 декабря / 19:00
Александр Фисейский, Фёдор Строганов, Даниэль Сальвадор. Органисты разных поколений исполняют на большом историческом органе собора музыку великого немецкого мастера.
11 декабря / 19:00
Ирина Дуброва — вокал Дарья Маглёваная — виела Константин Щеников-Архаров — плекторная лютня Алина Звонарева — лингвистический консультант
18 декабря / 19:00
Алиса Тен (вокал) Сергей Полтавский (виола д'аморе) Аркадий Пикунов (саксофоны) Руст Позюмский (виола да гамба) Владимир Скоморохов (орган, клавесин, рояль)
Ближайшие концерты
4 декабря / 19:00 – 20:30
Александр Фисейский, Фёдор Строганов, Даниэль Сальвадор. Органисты разных поколений исполняют на большом историческом органе собора музыку великого немецкого мастера.
11 декабря / 19:00 – 20:30
Ирина Дуброва — вокал Дарья Маглёваная — виела Константин Щеников-Архаров — плекторная лютня Алина Звонарева — лингвистический консультант
18 декабря / 19:00 – 20:30
Алиса Тен (вокал) Сергей Полтавский (виола д'аморе) Аркадий Пикунов (саксофоны) Руст Позюмский (виола да гамба) Владимир Скоморохов (орган, клавесин, рояль)
25 декабря / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
27 декабря / 21:00 – 22:20
Московский государственный академический симфонический оркестр Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
28 декабря / 20:00 – 21:30
Хоровая капелла мальчиков и юношей «Дебют» Художественный руководитель и главный дирижер — Элдар Абасов лауреат международных конкурсов Алексей Шевченко — орган
31 декабря / 16:00 – 17:05
лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган Анна НИКУЛИНА — орган солист Детского музыкального театра имени Н. Сац Антон ВАРЕНЦОВ
1 января / 19:00 – 20:30
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт первый
2 января / 16:00 – 17:05
лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган Анна НИКУЛИНА — орган солист Детского музыкального театра имени Н. Сац Антон ВАРЕНЦОВ
3 января / 16:00 – 17:30
Титулярный органист Папской базилики св. Михаила (Мадрид) Даниэль Сальвадор — орган (Испания)
4 января / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин — орган
5 января / 21:00 – 22:00
Лауреаты международных конкурсов Алексей Круглов — саксофон Игорь Гольденберг — орган
6 января / 18:00 – 19:30
Василий КОРОСТЕЛЕВ — дудук, голос Антонио ГРАМШИ — бузуки, крумхорн, перкуссия Тарквиний ГРАМШИ — дарбука титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
14 января / 18:00 – 19:30
Ансамбль «NOVOSELIE»
15 января / 19:00 – 20:30
Ансамбль исторических духовых инструментов Аlta capella Художественный руководитель — Иван Великанов
22 января / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
29 января / 20:00 – 21:30
Дирижер Олег Романенко
19 февраля / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
26 февраля / 20:00 – 20:00
Юлия Томина (сопрано), Полина Шамаева — меццо-сопрано, Виталий Серебряков, тенор, Олег Диденко — бас, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. Дирижер — Олег Романенко
Работает на Cornerstone