Большой фестиваль «500 лет Реформации»
28 сентября / четверг 19:00
Феликс Мендельсон
Симфония №5 ре минор ор. 107
«Реформационная»
Авторская версия для солистов, хора и оркестра
«Хвалебная песнь»
Симфония-кантата ор. 52 для солистов, хора и оркестра
Collegium Musicum представляет большую симфоническую программу, в которую вошли две важнейшие партитуры XIX столетия, посвященные событиям Реформации: Симфония №5 «Реформационная» и Симфония-кантата «Lobgesang» («Хвалебная песнь») Феликса Мендельсона. Вечер обещает стать кульминацией фестиваля и главным духовным концертом в российской программе празднования 500-летия Реформации.
«Реформационная» симфония создана Мендельсоном как музыкальный монумент и приношение Мартину Лютеру. Поводом для ее написания послужило 300-летие Аугсбургской декларации, принятой в 1530 году и одобренной Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. В финал симфонии Мендельсон включил один из главных гимнов лютеран – «Ein Feste Burg is unser Gott», текст и мелодия которого написаны Лютером. За сто лет до Мендельсона эту же тему использовал в «Реформационной» кантате Бах. В первой части звучит распев, известный как «дрезденское амен», хорошо известный прихожанам и в наши дни. Обе темы чрезвычайно торжественны и праздничны, благодаря им симфония обретает характер величественного ликования.
В музыкальной композиции Мендельсон следовал за своим кумиром Бетховеном, а точнее – его Девятой симфонии, которую Мендельсон слышал несколькими годами ранее. Так же, как знаменитая тема «Оды к радости», в финале «Реформационной» рождается тема гимна «Ein Feste Burg». Эта параллель позволила пойти дальше: в 2012 году в рамках программы «Музыка и Реформация», проходившей в преддверии 500-летия Реформации, немецкий композитор и церковный музыкант Торстен Штерцик сделал редакцию III и IV частей симфонии с участием солистов и хора. Как и в хорале Лютера, в тексте он использовал свободное переложение 46 Псалма. Его версия была издана крупнейшим европейским издательством Breitkopf & Härtel, в России она будет исполнена впервые.
Симфония №2 Мендельсона имеет заголовок «Lobgesang» («Хвалебная песнь») и обозначение «симфония-кантата». Она была написана к празднованию в Лейпциге 400-летия изобретения Гутенбергом книгопечатания – еще одного важнейшего для истории лютеранства события. Финальная часть симфонии представляет собой самостоятельную кантату в девяти частях на тексты из Библии. В ее основе лежит тема хорала «Alles was Odem hat, lobe den Herrn!». При жизни композитора симфония пользовалась огромной популярностью, сегодня же в концертных программах она встречается не часто, и концерт в соборе святых Петра и Павла – уникальная возможность услышать одно из лучших сочинений, созданных в русле и во славу Реформации.
Лауреаты международных конкурсов
Дарья Давыдова, сопрано
Илона Ананьина, сопрано
Виталий Калачев, тенор
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова
Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко
Вход свободный