24 сентября, воскресенье 19:00
Большой фестиваль «500 лет Реформации»
Все сочинения И. С. Баха для органа
Авторский цикл
Концерт первый
заслуженный артист России, профессор
Александр Фисейский, орган
Уникальный цикл профессора Александра Фисейского, выдающегося российского органиста и исследователя музыки И. С. Баха, охватывает все органное наследие великого немецкого мастера. В нем представлено в общей сложности около 300 произведений, которые прозвучат на великолепном историческом органе собора святых Петра и Павла. Цикл построен таким образом, чтобы слушатель, посетивший хотя бы один концерт, смог составить суждение о богатстве и многообразии органного творчества великого немецкого композитора. В большинстве программ соседствуют произведения разных жанров, относящиеся к различным периодам жизни И. С. Баха.
Первая программа – опорный камень в построении баховской органной вселенной. Здесь обозначены все главные жанры: прелюдия и фуга, хоральная обработка, фантазия, пастораль, трио, токката. Охватывают эти сочинения преимущественно первые этапы творчества композитора. Но в том и уникальность гения Баха, что, складываясь под влиянием предшественников, не отрекаясь от традиций, он сразу предстает как большой мастер с ярким индивидуальным почерком.
К Веймарскому периоду творчества композитора восходят Прелюдия и фуга до мажор, Фантазия соль мажор и Пастораль фа мажор. В Фантазии ощущается влияние французской органной традиции, с которой юный Бах соприкоснулся, переписывая по ночам при свете луны «Первую органную книгу» выдающегося реймсского органиста Николя де Гриньи, и стиля Джироламо Фрескобальди. Владение искусством композиции как «изобретательством» Бах оригинально демонстрирует в «Маленьком гармоническом лабиринте» – небольшой фантазии, сконструированной с применением хитроумных музыкальных приемов. К теме, лежащей в основе Трио соль мажор, Бах обращался трижды; в концерте прозвучит версия, созданная для органа уже в Лейпциге.
Представленные в программе шесть хоральных обработок были созданы в Веймаре и даже раньше. Это музыка, которая способна многое рассказать о живой традиции того времени. Так, хоральная прелюдия на тему Мартина Лютера Ein’ feste Burg ist unser Gott («Господь – твердыня наша») создана с учетом художественных ресурсов органа церкви блаженного Власия в Мюльхаузене, и, по-видимому, исполнена Бахом во время инаугурации инструмента в 1709 году.
Завершит концерт знаменитая Токката ре минор (BWV 565) – сочинение, которое в среде баховедов был и продолжает оставаться предметом острых дискуссий. Еще первый биограф Баха Иоганн Николаус Форкель отмечал: «Токката ре минор для органа, школьный экзерсис, устаревшее, несовершенное произведение — это одна из наиболее ранних баховских работ и уж ни в коем случае не шедевр». Заново ее открыл Феликс Мендельсон, и с тех пор Токката приобрела огромную известность, став поистине самым популярным произведением мировой органной литературы. В сознании множества людей Токката ре минор является не только символом органа, но и символом творчества И. С. Баха.
Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.
Пропаганда национального органного наследия — ещё одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. — 1800 год)».
В программе:
И. С. Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545
Хоральные обработки:
Lobt Gott, ihr Christen, allzugleich, BWV 732
Gelobet seist du, Jesu Christ, BWV 723
Jesu, meine Freude, BWV 713
Liebster Jesu, wir sind hier, BWV 706
Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’, BWV 711
Ein’ feste Burg ist unser Gott, BWV 720
Фуга на тему Магнификата, BWV 733
Маленький гармонический лабиринт, BWV 591
Фантазия соль мажор (Pièce d’Orgue), BWV 572
Пастораль (Pastorella) фа мажор, BWV 590
Трио соль мажор, BWV 1027a
Токката ре минор, BWV 565