16 июля / воскресенье, 19.00
ИЗБРАННЫЕ ШЕДЕВРЫ ДЛЯ ОРГАНА И ВИОЛОНЧЕЛИ
Солисты барочной капеллы «Золотой век»
Александр ЛИСТРАТОВ, барочная виолончель
Алексей ШЕВЧЕНКО, орган
Неутомимые исследователи раритетов европейского репертуара, блестящие московские музыканты Александр Листратов и Алексей Шевченко подготовили новую программу. В ней соединились наши самые яркие представления о барокко и свежесть звучания шедевров, которые российскому слушатели еще лишь предстоит открыть. Это вечер для гурманов, умеющих ценить редкие жемчужины музыкальной сокровищницы и всех тех, кто хочет убедиться в том, что музыкальное барокко — это гораздо больше, чем «Времена года» Вивальди, а удивительные традиции камерного музицирования и мощный расцвет органной культуры.
Барочная виолончель — редкий исторический инструмент, который до сих пор нечасто можно услышать в Москве. В отличие от современной виолончели, у неё отсутствует шпиль и используются только натуральные «жильные» струны. Техника игры на таком инструменте значительно отличается от современной. Вас ждет уникальная возможность услышать, как звучит на барочной виолончели музыка, специально для нее написанная: сочинения двух прославленных итальянских композиторов и виолончелистов второй половины XVII – начала XVIII века Доменико Габриели и Джузеппе Марии Яккини. Оба они служили виолончелистами капеллы собора Сан-Петронио в Болонье и стали авторами первых произведений для виолончели. Благодаря искусству Александра Листратова мы сможем прикоснуться к самому моменту рождения виолончели как концертного инструмента.
Великий мастер барокко Иоганн Себастьян Бах и его итальянский современник Томазо Витали подхватили эту традицию камерного музицирования, однако интересно, что Бах сочинял для ближайшего предка виолончели — виолы да гамба, которая была по-прежнему популярна в Германии в то время, как в Италии уже начинала господствовать виолончель. Зато музыка его сонаты выдержана в итальянском духе и доверчиво говорит нам об огромном влиянии, которое оказал на Баха Вивальди.
На великолепном органе собора, построенном немецкой фирмой В. Зауэр, в этот вечер будет звучать исключительно немецкая музыка. Помимо одного из самых известных органных сочинений Баха (Прелюдия и фуга ля минор) Алексей Шевченко исполнит опусы предшественника и наставника Баха — великого Дитриха Букстехуде, а также одного из главных наследников баховской органной традиции — композитора конца романтической эпохи Зигфрида Карг-Элерта.
Александр Листратов — один из немногих российских исполнителей на барочной виолончели, совершенствовал своё мастерство под руководством видных европейских специалистов. В 2002 стал создателем и руководителем московской барочной капеллы «Золотой век». С 2004 — солист «Оркестра Екатерины Великой» (Санкт-Петербург). Участник фестивалей старинной музыки за рубежом (Авиньон, Хельсинки, Иль де Франс) и в России («Early music», Санкт-Петербург). Преподаёт барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург).
Алексей Шевченко — ведущий российский органист, лауреат I премии Международного конкурса органистов в Италии «Marcello Galanti» (2001), старший преподаватель Московской консерватории. Участник многих международных фестивалей, активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой» (2005—2007), выступает с барочной капеллой «Золотой век». В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.
В программе:
Дж. М. Яккини (1670 – 1727)
Соната ля минор для виолончели и basso continuo
Allegro – Adagio – Prestissimo –Adagio
Д. Букстехуде (1637 – 1707)
Пассакалия ре минор для органа, BuxWV 161
И. С. Бах (1685 – 1750)
Соната № 3 соль минор для виолы да гамба и клавира BWV 1029 в версии для виолончели и органа
Allegro – Adagio – Allegro
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Д. Габриели (1651 или 1659 – 1690)
Ричеркар in d для виолончели соло
З. Карг-Элерт (1877 – 1933)
Первая сонатина ля минор для органа, ор.74
Т. А. Витали (1663 – 1745)
Чакона соль минор для скрипки и basso continuo в версии для виолончели и basso continuo
За 1 час 15 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».
На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.
Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.
Начало экскурсии — в 17:45 в притворе Собора. Сбор группы в 17:40. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в нижнем правом углу иконку "экскурсия")