Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

16 июля / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

ИЗБРАННЫЕ ШЕДЕВРЫ ДЛЯ ОРГАНА И ВИОЛОНЧЕЛИ

16 июля / воскресенье, 19.00

ИЗБРАННЫЕ ШЕДЕВРЫ ДЛЯ ОРГАНА И ВИОЛОНЧЕЛИ

Солисты барочной капеллы «Золотой век»

Александр ЛИСТРАТОВ, барочная виолончель

Алексей ШЕВЧЕНКО, орган

 

Неутомимые исследователи раритетов европейского репертуара, блестящие московские музыканты Александр Листратов и Алексей Шевченко подготовили новую программу. В ней соединились наши самые яркие представления о барокко и свежесть звучания шедевров, которые российскому слушатели еще лишь предстоит открыть. Это вечер для гурманов, умеющих ценить редкие жемчужины музыкальной сокровищницы и всех тех, кто хочет убедиться в том, что музыкальное барокко — это гораздо больше, чем «Времена года» Вивальди, а удивительные традиции камерного музицирования и мощный расцвет органной культуры.

Барочная виолончель — редкий исторический инструмент, который до сих пор нечасто можно услышать в Москве. В отличие от современной виолончели, у неё отсутствует шпиль и используются только натуральные «жильные» струны. Техника игры на таком инструменте значительно отличается от современной. Вас ждет уникальная возможность услышать, как звучит на барочной виолончели музыка, специально для нее написанная: сочинения двух прославленных итальянских композиторов и виолончелистов второй половины XVII – начала XVIII века Доменико Габриели и Джузеппе Марии Яккини. Оба они служили виолончелистами капеллы собора Сан-Петронио в Болонье и стали авторами первых произведений для виолончели. Благодаря искусству Александра Листратова мы сможем прикоснуться к самому моменту рождения виолончели как концертного инструмента.

Великий мастер барокко Иоганн Себастьян Бах и его итальянский современник Томазо Витали подхватили эту традицию камерного музицирования, однако интересно, что Бах сочинял для ближайшего предка виолончели — виолы да гамба, которая была по-прежнему популярна в Германии в то время, как в Италии уже начинала господствовать виолончель. Зато музыка его сонаты выдержана в итальянском духе и доверчиво говорит нам об огромном влиянии, которое оказал на Баха Вивальди. 

На великолепном органе собора, построенном немецкой фирмой В. Зауэр, в этот вечер будет звучать исключительно немецкая музыка. Помимо одного из самых известных органных сочинений Баха (Прелюдия и фуга ля минор) Алексей Шевченко исполнит опусы предшественника и наставника Баха — великого Дитриха Букстехуде, а также одного из главных наследников баховской органной традиции — композитора конца романтической эпохи Зигфрида Карг-Элерта.

Александр Листратов — один из немногих российских исполнителей на барочной виолончели, совершенствовал своё мастерство под руководством видных европейских специалистов. В 2002 стал создателем и руководителем московской барочной капеллы «Золотой век». С 2004 — солист «Оркестра Екатерины Великой» (Санкт-Петербург). Участник фестивалей старинной музыки за рубежом (Авиньон, Хельсинки, Иль де Франс) и в России («Early music», Санкт-Петербург). Преподаёт барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург).

Алексей Шевченко — ведущий российский органист, лауреат I премии Международного конкурса органистов в Италии «Marcello Galanti» (2001), старший преподаватель Московской консерватории. Участник многих международных фестивалей, активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой» (2005—2007), выступает с барочной капеллой «Золотой век». В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.

В программе:

Дж. М. Яккини (1670 – 1727)

Соната ля минор для виолончели и basso continuo

Allegro – Adagio – Prestissimo –Adagio

Д. Букстехуде (1637 – 1707)

Пассакалия ре минор для органа, BuxWV 161

И. С. Бах (1685 – 1750)

Соната № 3 соль минор для виолы да гамба и клавира BWV 1029 в версии для виолончели и органа

Allegro – Adagio – Allegro

Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543

Д. Габриели (1651 или 1659 – 1690)

Ричеркар in d для виолончели соло

З. Карг-Элерт (1877 – 1933)

Первая сонатина ля минор для органа, ор.74

Т. А. Витали (1663 – 1745)

Чакона соль минор для скрипки и basso continuo в версии для виолончели и basso continuo

 

 

За 1 час 15 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».

На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.

Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.

Начало экскурсии — в 17:45 в притворе Собора. Сбор группы в 17:40. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в нижнем правом углу иконку "экскурсия")

 

Исполнители

Александр Листратов

Александр Листратов — один из немногих российских исполнителей на барочной виолончели, совершенствовал своё мастерство под руководством видных европейских специалистов. В 2002 стал создателем и руководителем московской барочной капеллы «Золотой век». С 2004 — солист «Оркестра Екатерины Великой» (Санкт-Петербург). Участник фестивалей старинной музыки за рубежом (Авиньон, Хельсинки, Иль де Франс) и в России («Early music», Санкт-Петербург). Преподаёт барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург).

Барочная виолончель — редкий исторический инструмент, который до сих пор нечасто можно услышать в Москве. В отличие от современной виолончели, у неё отсутствует шпиль и используются только натуральные «жильные» струны. Техника игры на таком инструменте значительно отличается от современной.

Алексей Шевченко

Алексей Шевченко

Органист, клавесинист, пианист. Доцент Московской консерватории, солист барочной капеллы «Золотой век», лауреат международных конкурсов. Окончил Факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории по классам фортепиано, клавесина и исторического фортепиано (класс Ю. Мартынова), а также органа (класс А. Паршина). С 2003 года преподает на этом факультете старинные клавишные инструменты и камерный ансамбль. Мастер-классы А. Шевченко проходят в Российской академии музыки им. Гнесиных, Новосибирской консерватории, Петрозаводской консерватории, Шанхайском педагогическом университете и др. В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.

Выступает на таких престижных площадках, как залы Московской консерватории, Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Дома музыки, Музея музыки им. Глинки, в Кафедральном католическом собор и Кафедральном лютеранском соборе (Москва), во многих городах России. Гастролирует в странах СНГ, Европы, Китайской народной республике и странах Ближнего Востока (Ливан, Сирия, Иордания). 

Сотрудничал с такими музыкантами, как Майкл Чанс (Великобритания), Витторио Гиельми (Италия), Марко Перробоне (Италия), Карстен Эккерт (Германия), Мария Успенская, Назар Кожухарь, Александр Листратов, Алексей Балашов, Игорь Федоров, Яна Иванилова, Алексей Шмитов (Россия), Беттина Хоффман (Германия). Принимал участие в фестивалях Earlymusic (Санкт-Петербург), Oudemusik (Утрехт, Нидерланды), «Альтернатива» и «К 100-летию органа Большого зала Московской консерватории» (Москва), «Званы Софии» (Полоцк, Белоруссия), Фестиваль Юрия Башмета и многих других. 

 

анонсы
2 февраля / 20:00
Все самые известные номера из музыки Грига к «Пер Гюнту», живописные картины Свиридова к «Метели» и другая популярная классика на большом органе собора.
5 февраля / 19:00
Музыка из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и другие шедевры Чайковского на большом историческом органе собора представляет дуэт Organum
11 февраля / 18:00
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00
Иван ЦАРЕВ, орган
Ближайшие концерты
2 февраля / 20:00 – 21:30
Все самые известные номера из музыки Грига к «Пер Гюнту», живописные картины Свиридова к «Метели» и другая популярная классика на большом органе собора.
5 февраля / 19:00 – 20:30
Музыка из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и другие шедевры Чайковского на большом историческом органе собора представляет дуэт Organum
11 февраля / 18:00 – 19:30
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00 – 20:30
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00 – 18:30
Иван ЦАРЕВ, орган
19 февраля / 20:00 – 21:40
Ансамбль Collegium Musicum
25 февраля / 21:00 – 22:25
Федор Строганов, орган
26 февраля / 20:00 – 21:35
Юлия Томина (сопрано), Полина Шамаева — меццо-сопрано, Виталий Серебряков, тенор, Олег Диденко — бас, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. Дирижер — Олег Романенко
5 марта / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Владимир Скоморохов — орган Виктория Тульская — скрипка Тереза Лолейт — флейта Илья Лолейт — кларнет В программе: И. С. Бах, Т. А. Витали. Ф. Шуберт, С. Рахманинов, А. Дворжак, И. Брамс и др.
8 марта / 16:00 – 17:25
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Иван Царев, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
11 марта / 18:00 – 19:30
Лауреат премии «Органист года», художественный руководитель фестиваля «Органные вечера в Кусково» Елена Привалова — орган
12 марта / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солистка Томской государственной филармонии Мария Блажевич — орган
16 марта / 20:00 – 21:30
Иван Дыма - саксофоны Никита Каплунов - фортепиано Игорь Гольденберг - орган Приглашенный гость - солистка Русской филармонии Элла Должикова (флейта) В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла, И. С. Бах, М. Найман
19 марта / 19:00 – 20:30
Традиционные мелодии для органа, вистла и шотландских волынок Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова — орган Олег Вишневский — большая шотландская волынка, смолпайп, вистл
25 марта / 21:00 – 22:20
хор им. Свешникова
6 апреля / 20:00 – 21:30
Играет лауреат международных конкурсов Андрей БАРДИН (орган, Красноярск)
14 мая / 19:00 – 20:30
Играет заслуженный артист России Александр Фисейский – орган Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт пятый
15 июня / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Наталья Ужви — орган
Работает на Cornerstone