28 мая / воскресенье, 19:00
БАХ И МЕНДЕЛЬСОН
Елена ПРИВАЛОВА-ЭПШТЕЙН (орган, Латвия-Россия)
«Если Бах – Бог, то Мендельсон – его пророк», говорили современники Феликса Мендельсона и были совершенно правы. Мендельсон заново открыл для современников наследие Баха, возродил величие органа и проложил путь к удивительным звуковым открытиям органной музыки XIX века. Главная органистка рижской церкви святого Павла Елена Привалова-Эпштейн исполнит шедевры двух великих немецких мастеров, ставших воплощением органного Барокко и Романтизма.
Обрамляют программу два великих органных шедевра Иоганна Себастьяна Баха. Прелюдия и фуга ми-минор — одно из самых длинных и сложных органных сочинений немецкого мастера. Несмотря на это, оно входит в число наиболее эффектных и любимых в мире произведений для органа. Его масштаб выходит далеко за рамки привычного цикла, не случайно исследователи Баха называли эту прелюдию и фугу «симфонией в двух частях». Пассакалия до минор, пожалуй, самое грандиозное органное творение Баха. Тем удивительней, что это сочинение молодого композитора, в котором его гений, однако, уже звучит в полную силу. Оно превосходит все, что было создано в жанре пассакалии до Баха. Двадцать вариаций и фуга раскрывают всю звуковую палитру органа; в изобретательности Бах будто бы соперничает со своими великими предшественниками и убедительно выигрывает у них, о чем нам как бы возвещает триумфальный финал.
Связь с музыкой Баха была одной из определяющих для творчества Феликса Мендельсона. И связь эта не только творческая: великий романтик жил в Лейпциге и давал концерты на органе в церкви Св. Фомы, на котором некогда играл Бах. Мендельсон единственный композитор первой половины XIX века, который оставил значительные сочинения для органа. Несмотря на огромное увлечение музыкой Баха, его органные опусы принадлежат романтической традиции. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достигать великолепных выразительных и красочных эффектов, используя даже простые средства.
Самое популярное сочинение Мендельсона для органа – 6 сонат, опубликованных в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Именно поэтому в сонатах №1 и №6, которые прозвучат в концерте, он использует темы протестантских хоралов. Сочетание романтического чувства с традициями, идущими от Баха, определяют неповторимый облик сонат Мендельсона.
Елена Привалова-Эпштейн – одна из наиболее успешных органисток молодого поколения, завоевавшая призвание публики во многих городах России и Латвии. Окончила Московскую консерваторию как музыковед и органист, принимала участие в мастер-классах ведущих европейских органистов, стажировалась в летней академии в Альтенбурге «Türingische Orgelakademie 2013». Ежегодно участвует в авторских проектах М. Казиника, выступает с Барочной капеллой «Золотой век», Камерным оркестром «Kremlin», филармонической хоровой капеллой «Ярославия». Помимо сольных выступлений уделяет большое внимание камерным программам. В настоящее время – Главная органистка рижской церкви святого Павла, ее концерты регулярно проходят в Домском соборе. Основатель и художественный руководитель ежегодного летнего цикла концертов «Органные вечера в Кусково» (Россия, Москва), который проводится с 2010 года.
В программе:
И. С. Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548
Ф. Мендельсон (1809-1847)
Соната для органа ор. 65 №1 фа минор
Соната для органа ор. 65 №6 ре минор
И. С. Бах
Пассакалия до минор BWV 582
28 мая за 1 час 15 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».
На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.
Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.
Начало экскурсии — в 17:45 в притворе Собора. Сбор группы в 17:40. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в нижнем правом углу иконку "экскурсия")