21 мая / воскресенье, 19:00
ВИВАЛЬДИ И БАХ: великие современники
Екатерина ЛИБЕРОВА, сопрано
лауреат международных конкурсов
Дмитрий БОРОДИН, скрипка
Татьяна АНДРИАНОВА, орган
Вивальди и Бах никогда не встречались в жизни. Итальянский мастер колесил по Европе, устраивая яркие и дорогостоящие премьеры своих опер, немецкий –никогда не выезжал за пределы Северной Германии. Вивальди интересовала внешняя красота музыки, а для Баха композиция была интеллектуальным занятием. Но оба они прославились как виртуозы: Бах был несравненным органистом, Вивальди – всемирно известным скрипачом. Самые яркие грани таланта двух столь непохожих друг на друга гениев высокого барокко раскрываются в программе «Вивальди и Бах: великие современники».
Встреча Баха и Вивальди в жизни так и не произошла. Но она случилась в музыке: будучи еще совсем молодым, Бах познакомился с сочинениями Вивальди, уже хорошо известного в Европе композитора, и переложил для разных составов его инструментальные концерты. Великолепные органные переложения, сочетающие вивальдиевскую легкость стиля и баховское мастерство владения органом, стали классикой органного репертуара: самый знаменитый Концерт ля минор прозвучит в программе вечера.
Немецкий гений Иоганн Себастьян Бах будет представлен в концерте как виртуоз и мастер органа. Грандиозная Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор раскрывает весь потенциал этого удивительного инструмента, от утонченных звучаний отдельных регистров до мощных tutti, и поражает масштабность «архитектурного» мышления композитора. Прелюдия и фуга ля минор — одно их самых красивых и виртуозных сочинений Баха для органа. На великолепном историческом органе собора их исполнит известная российская органистка Татьяна Андрианова.
Для итальянца Антонио Вивальди главными областями творчества были блестящие и самые коммерчески успешные в то время жанры — вокальная музыка и инструментальный концерт. В программу вечера вошли знаменитые, восхищающие своей красотой мелодического рисунка и виртуозностью оперные и духовные арии в исполнении Екатерины Либеровой — обладательницы невероятно красивого и легкого собрано, специализирующейся именно на старинном репертуаре. Также прозвучат два концерта из знаменитого цикла «Времена года» — «Весна» и «Лето». Солирующую партию в них исполнит молодой скрипач-виртуоз, покоривший Москву своей интерпретацией знаменитого опуса Вивальди, Дмитрий Бородин.
Дмитрий Бородин (скрипка) — скрипач-виртуоз, студент Московской консерватории, стипендиат Международного благотворительного фонда В. Спивакова. Лауреат международных конкурсов скрипачей им. Ю. Янкелевича и В. Абаджиева (Болгария), Всероссийского конкурса «Молодые дарования России» (I премия), и других конкурсов. Выступает на главных концертных площадках Москвы (Большой, Малый и Рахманиновский залы Консерватории), Санкт-Петербурга (Капелла им. М. И. Глинки), других городов России, стран СНГ, Литвы, Латвии, Испании, Мексики и других. Играет на скрипке, подаренной ему маэстро В. Спиваковым.
Екатерина Либерова (сопрано) — окончила отделение сольного пения Академии хорового искусства. Приоритеты певицы — музыка композиторов эпохи Ренессанса и Барокко. Активное сотрудничает с ведущими российскими музыкантами в области аутентичного исполнительства. Участвует в театральных проектах: театральная мастерская А. Рыбникова, театральный проект ансамбля старинной музыки «La Stravaganza», Открытая студия оперы барокко (Санкт-Петербург). Принимает участие в мастер-классах российских и зарубежных мастеров сольного и ансамблевого пения, является постоянной участницей российских и зарубежных фестивалей старинной и камерной музыки.
Татьяна Андрианова (орган) — органистка и музыковед, обладатель Специального приза Международного конкурса органистов им. М. Таривердиева. Ведет активную концертную деятельность как солистка и концертмейстер коллектива «Мастера хорового пения», а также в составе ансамбля старинной музыки. Выпускница Московской консерватории, совершенствовалась на мастер-классах профессоров М. Шапюи, Л. Тальявини, Э. Изуара, Ж. Оортмерсена, Х. Майстера, прошла курс в летней Органной Академии в Хаарлеме (Нидерланды) под руководством Х. Фагиуса, Л. Гиельми, Л. Ломанна, Й. Вердена, Э. Кооймана.
В программе:
И. С. Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор для органа, BWV552
А. Вивальди (1678-1741).
Мотет «Nulla in mundo pax»(в 3-х частях), RV 630
Концерт «Весна» (в 3-х частях) из цикла «Времена года»
Ария Арбы «Si fulgida per te» из оратории «Юдифь торжествующая»
И. С. Бах
Прелюдия и фуга ля-минор для органа, BWV543
А. Вивальди
Ария «Domine Deus» из «Gloria», RV 589
Концерт «Лето» (в 3-х частях) из цикла «Времена года»
Ария «Vedro con mio diletto» из оперы «Giustino»
А. Вивальди – И. С. Бах
Концерт для органа ля минор (в 3-х частях), BWV 593
А. Вивальди
Ария «Col piacer della mia fede» из оперы «Арсильда, королева Понта»
21 мая за 1 час 15 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».
На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.
Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.
Начало экскурсии — в 17:45 в притворе Собора. Сбор группы в 17:40. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в нижнем правом углу иконку "экскурсия")