ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
Избранные произведения для органа
Программа четвертая
Авторский цикл из 5 концертов
играет заслуженный артист России, профессор
Александр Фисейский
Выдающийся российский органист, заслуженный артист России, профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных Александр Фисейский представляет авторскую антологию органной музыки Баха на историческом органе Кафедрального собора свв. Петра и Павла. В рамках пяти концертов прозвучат сочинения, созданные Бахом во всех органных жанрах, как в ранние годы, так и в последние десятилетия жизни.
Наследие И. С. Баха занимает в творчестве Фисейского особое место. Музыкант гастролировал с уникальным циклом концертов «Все органные сочинения Баха» в России и за рубежом. В 2000 году, по случаю 250-летия со дня смерти Баха, он четыре раза исполнил этот цикл на родине великого немца, причём в Дюссельдорфе сыграл его в течение одного дня (исполнение длилось 19 часов!). Компакт-диски с записью фрагментов дюссельдорфского «органного марафона» были изданы немецкой фирмой Griola, а Александр Фисейский был занесен в Книгу рекордов планеты (Российский аналог Книги рекордов Гиннеса).
Органная музыка Баха – энциклопедия творчества композитора и многоликое отражение эпохи. Баховский орган – «океан гармонии, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своем», главная стихия творчества великого немца. Орган для него был своего рода оркестром, способным выдержать грандиозный размах баховского гения, с его помощью композитор мог донести до широкой аудитории свои мысли и эмоции. Произведения для органа подобны фрескам в живописи, отсюда концертность органного стиля, театрально-приподнятый драматизм образов, виртуозность.
Важное место в четвертой программе занимают обработки хоралов – истинные жемчужины органной музыки. Основой хоральных напевов становились порой самые разные мелодии, что будило фантазию композитора. Тут и рождественская хоральная обработка Vom Himmel hoch da komm’ ich her, напев которой заимствован из народной песни (где певец задает загадку и получает венок из рук девушки, не сумевшей разгадать ее), и средневековая духовная колыбельная In dulci jubilo, рассказывающая о спящем в яслях младенце Христе, и единственная во всем органном наследии композитора обработка хорального песнопения Jesus, meine Zuversicht.
Трио-соната до минор – одна из шести органных трио-сонат, написанных Бахом для своего старшего сына, Вильгельма Фридемана, чтобы вырастить из него мастера игры на органе. Трио-сонаты справедливо считаются высшей ступенью исполнительского мастерства и требуют от органиста виртуозной техники. Канонические вариации на тему рождественской песни Vom Himmel hoch, da komm’ ich her – одна из вершин контрапунктического мастерства композитора. Этот опус сопоставим с такими циклами Лейпцигского периода, как «Гольдберг-вариации», «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги». Кроме того, прозвучат три цикла прелюдий и фуг – одного из главных жанров органной музыки. Они были созданы в разные периоды творчества Баха, и представляют нам его сначала как молодого и смелого новатора, затем – признанного исполнителя-органиста со сложившимся стилем, а затем – как непревзойденного мастера органной композиции, где традиционные формы полифонии и элементы нового концертного стиля образуют органичный художественный сплав.
Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.
Пропаганда национального органного наследия — ещё одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. — 1800 год)».
7 мая за час до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».
На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.
Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.
Начало экскурсии — в 18:00 в притворе Собора. Сбор группы в 17:50. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в верхнем правом углу иконку "Сегодня у нас экскурсия")