Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

8 апреля / Суббота
начало в 18:00, длительность 1 час 30 минут

Г. Шютц "Семь последних слов нашего Спасителя на кресте"

8 апреля / суббота 18.00

Генрих Шютц

СЕМЬ СЛОВ СПАСИТЕЛЯ НА КРЕСТЕ

Ансамбль старинной музыки ALTA CAPELLA

Художественный руководитель Иван Великанов

 

С первых веков возникновения христианства человек пытался осмыслить события жизни и смерти Иисуса Христа. Семь слов, произнесенные Христом на кресте –кульминационный момент Страстей Господних, они всегда становились объектом особого осмысления. В центре концерта – великое сочинение гения немецкого барокко Генриха Шютца, протестантский взгляд на слова Христа, где слово – исток и цель, своеобразная проповедь и наставление. Эту партитуру, а также духовную музыку Шютца, Шайна, Преториуса, Джезуальдо и Габриели исполнит ансамбль старинной музыки Alta Capella под руководством Ивана Великанова.

Генрих Шютц, величайший немецкий композитор раннего барокко вошел в историю как «отец немецкой музыки». Он неоднократно посещал Италию, где прекрасно овладел венецианским полихорным концертным стилем, которым славился собор Святого Марка в Венеции. Слияние традиций итальянской и немецкой школ не только придало совершенно особый характер музыке Шютца, но и заставило современников считать его сочинения очень сложными для исполнения.

«Семь слов Спасителя на кресте» – одно из самых знаменитых сочинений Шютца.  Оно было создано около 1645 года. Его текст, целиком взятый из Библии, представляет собой гармонизацию четырех Евангелий и отражает кульминационный момент Страстей Господних – семь слов Иисуса Христа, произнесенных им на кресте. К каждому из слов подводит повествование Евангелиста. При жизни композитора сочинение это не было издано, сохранился лишь комплект испонительских партий, сделанных для Наумбурга, где «Семь слов», вероятно, и были исполнены.

Музыка Шютца будет представлена в концерте вместе с произведениями его итальянских коллег Джованни Габриели и Карло Джезуальдо, чьи творения служили для него образцом, Михаэля Преториуса, известного теоретика и автора многочисленных сочинений для протестантской службы, а также Иоганна Шайна, выдающегося композитора и близкого друга Шютца. Ансамбль Alta Capella первым в России стал регулярно исполнять музыку для духовых инструментов, раннебарочных тромбонов и цинков, составлявших богатое звуковое убранство собора св. Марка.

Художественный руководитель проекта – Иван Великанов (цинк, орган-позитив)

Солисты: Екатерина Либерова (сопрано), Анастасия Бондарева (сопрано), Иван Деревнин (тенор), Евгений Воробьев (тенор), Нериюс Масевичюс (бас, Литва).

Ансамбль старинной музыки Alta Capella в составе: Александра Михеева (сакбут), Андриан Принцев (сакбут), Евгений Кожаров (сакбут), Михаил Оленев (сакбут), Ася Гречищева (лютня, теорба), Юлия Лихачева (орган-позитив).

Alta Capella – первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов. Создан в 2009 г., концертирует в России и за рубежом, выступая с сольными программами, в рамках фестивалей, а также является организатором Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения «La Renaissance». Ансамбль знакомит публику с европейской духовной и светской вокально-инструментальной музыкой XIV-XVII веков, до сих пор почти не исполняющейся в России. Используя исключительно аутентичные инструменты, исполнители стремятся воссоздать подлинный дух этой музыки с исторических позиций. Ансамбль представил российские премьеры сочинений европейских композиторов и мировые премьеры сочинений, написанных российскими и зарубежными авторами специально для Alta Capella.

 

В программе:

И. Г. Шайн (1586–1630)

            Падуана, Гальярда

            (из сборника «Banchetto musicale», 1617)

 

Г. Шютц (1585–1672)

            «Rorate coeli desuper»

            (Маленькие духовные концерты II; SWV 322, 1639)

 

М. Преториус (1571–1621)

            Духовный мотет «Peccavi fateor»

            («Musarum Sioniarum», № 9; 1607)

 

Г. Шютц

            Оратория «Семь слов Христа на кресте»

            («Die sieben Worte Jesu am Kreuze»; SWV 478, 1645)

 

К. Джезуальдо (1560–1613)

            Антифон «O vos omnes»

            (Sacrae cantiones I, 1603)

 

Г. Шютц

            «Fili mi, Absalon»

            («Сын мой, Авессалом»; Symphoniae Sacrae I, SWV 269, 1629)

 

            Dialogo per la Pascua

            (SWV 443, ок. 1624)

 

И.Г. Шайн

            Куранта, Аллеманда

            (из сборника «Banchetto musicale», 1617)

 

Г. Шютц

            «Ich bin die Auferstehund»

            («Я есмь воскресение и жизнь»; SWV 464, 1620)

 

 

Читать дальше...
Исполнители

Ансамбль Alta Capella

Alta Capella – первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов, основан в 2009 г. Он знакомит слушателей с европейской музыкой XIV-XVII вв., используя исключительно аутентичные инструменты. В числе уникальных проектов ансамбля – преамбулы к выставкам ГМИИ («Прерафаэлиты», «Караваджо и последователи», «Кранахи»), ГТГ («Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана») и Центра дизайна ARTPLAY («БОСХ. Ожившие видения»). Alta Capella сотрудничает с такими выдающимися исполнителями, как А. Любимов, А. Гринденко, Д. Синьковский; является организатором Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения La Renaissance (Москва, 2011-2016), в рамках которого состоялись российские премьеры «Вечерни Пресвятой Девы Марии» Монтеверди (2014) и музыкально-сценической версии средневековой поэмы XIV в. «Роман о Фовеле» (2015).

 

ансамбль орган Джезуальдо Преториус Шайн Шютц
анонсы
30 сентября / 20:00
Два взгляда на мир, которые разделяет 250 лет. Бессмертные шедевры – в исполнении виртуозных музыкантов.
3 октября / 20:00
Московский государственный академический симфонический оркестр под руководством Павла Когана Государственный академический русских хор имена А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
9 октября / 18:00
лауреаты международных конкурсов Владимир Скоморохов, орган Илья Лолейт, кларнет Тереза Лолейт, флейта В программе: И. С. Бах, Ф. Мендельсон, Л. Боэльман, Б. Ковач, З. Карг-Элерт и др.
10 октября / 19:00
В программе: Ф. Мендельсон, И. Брамс, С. Франк, С. Танеев, Х. Кушнарёв, Л. Боэльман
14 октября / 20:00
лауреаты международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган В программе: И. С. Бах, А. Вивальди, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, Ф. Шопен, Э. Григ, Дж. Гершвин, А. Пьяццолла
Ближайшие концерты
30 сентября / 20:00 – 21:30
Два взгляда на мир, которые разделяет 250 лет. Бессмертные шедевры – в исполнении виртуозных музыкантов.
3 октября / 20:00 – 21:15
Московский государственный академический симфонический оркестр под руководством Павла Когана Государственный академический русских хор имена А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
9 октября / 18:00 – 19:30
лауреаты международных конкурсов Владимир Скоморохов, орган Илья Лолейт, кларнет Тереза Лолейт, флейта В программе: И. С. Бах, Ф. Мендельсон, Л. Боэльман, Б. Ковач, З. Карг-Элерт и др.
10 октября / 19:00 – 20:25
В программе: Ф. Мендельсон, И. Брамс, С. Франк, С. Танеев, Х. Кушнарёв, Л. Боэльман
14 октября / 20:00 – 21:30
лауреаты международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган В программе: И. С. Бах, А. Вивальди, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, Ф. Шопен, Э. Григ, Дж. Гершвин, А. Пьяццолла
17 октября / 19:00 – 20:30
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев (скрипка), Иван Царев (орган), Камерный оркестр под управлением Константина Казначеева В программе: А. Вивальди, А. Вивальди – М. Рихтер, И. С. Бах
24 октября / 19:00 – 20:00
Все органные произведения Дьёрдя Лигети титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор, орган
31 октября / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
7 ноября / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт второй
21 ноября / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
26 декабря / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
1 января / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт третий
30 января / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
27 февраля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
13 марта / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт четвертый
27 марта / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
24 апреля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
1 мая / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт пятый
29 мая / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
26 июня / 20:00 – 20:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
3 июля / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт шестой
25 сентября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
30 октября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
20 ноября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone