5 марта / воскресенье, 19:00
Георг Фридрих Гендель
«МЕССИЯ»
Оратория для солистов, хора и оркестра
Дирижёр – Хансйорг Альбрехт (Германия)
Продолжительность – 135 минут.
Все знают знаменитый хор Генделя «Аллилуйя», но мало кто знает, что оратория, частью которой он является, – это еще два часа не менее прекрасной и торжественной музыки. «Мессия» – одно из самых ярких и радостных произведений в истории: все страдания и горести оно оставляет на втором плане, а превозносит все, дает человеку надежду на любовь и счастье. Когда Гендель завершил «Аллилуйю», он воскликнул, заливаясь слезами: «Я думал, что открылось небо, и я вижу Творца всех вещей».
Даже в жизни великих людей бывает момент, когда кажется, что все рушится. Гендель, автор множества опер и инструментальной музыки, к 55 годам утратил любовь публики. Враги композитора нанимали людей, чтобы срывать афишы его концертов, и музыкант решил покинуть Англию, где жил уже четверть века. Но именно в этот период отчаяния он создал сочинение, которое на века упрочило его мировую славу.
«Мессия» – самое известное произведение Генделя, остающееся необычайно популярным среди любителей классической музыки. В нем говорится о приходе в мир Спасителя, и потому оратория пронизана светом и радостью. Сюжет складывается из евангельских мотивов о рождении, страстях и триумфе Иисуса, взятых из Нового Завета. Герой «Мессии» совсем не похож на страдающего Христа, так хорошо знакомого нам по немецкой музыкальной традиции, это мощная фигура Спасителя, предстающего перед нами во всем блеске своего торжества.
В оратории три части: первая – рождение Мессии, вторая – страсти Христовы, третья – триумф христианства. Знаменитый хор «Аллилуйя» завершает вторую часть, в Англии его слушают стоя, как чтение Евангелия в церкви. В Кафедральном соборе святых Петра и Павла великое творение Генделя исполнят академический хор РАМ им. Гнесиных (художественный руководитель Дмитрий Онегин), Гнесинский барочный оркестр (художественный руководитель Александр Фисейский) и также солисты – лауреаты Международных конкурсов Илона Ананьина (сопрано), Елена Дядянова (меццо-сопрано), Дмитрий Боос (тенор), Евгений Пенцак (бас) под уравлением выдающегося немецкого дирижера Хансйорга Альбрехта.
Хансйорг Альбрехт – немецкий органист, клавесинист и дирижер, художественный руководитель Мюнхенского баховского хора и оркестра. Выступает как солист и участник камерных ансамблей, играл в крупнейших соборах и прославленных концертных залах Европы, России и США. Сотрудничал с Израильским и Чешским филармоническим оркестром, симфоническими оркестрами Академии Санта Чечилия в Риме, Романской Швейцарии, Баварского радио, Камерата Зальцбург и Кремерата Балтика. Записал несколько компакт-дисков в качестве дирижёра и органиста для фирмы OehmsClassics, в 2013 был номинирован на премию Грэмми. В качестве дирижера постоянно выступает с Мюнхенским симфоническим оркестром, оркестром Bach Collegium Мюнхена и Гамбургским хором им. К. Ф. Э. Баха. Дирижировал такими оркестрами, как Баварский государственный, Чешский филармонический, Гамбургский симфонический, оркестр Баварского радио, оркестр Баховской академии Штутгарта и многими другими.
Илона Ананьина (сопрано) – окончила РАМ им. Гнесиных и аспирантуру ГМК им. П. И. Чайковского; в 2006 -2007 гг. стажировалась в Высшей Школе Музыки им. А. Корто в Париже), принимала участие в Международных мастер-классах в России и за рубежом. Лауреат I премии Международного конкурса «Музыка без границ» (Литва, 2015), Международного конкурса «Мадам Баттерфляй» (Япония, 2006), Всероссийского конкурса «Романсиада» (2003); дипломант и финалист международных конкурсов. Удостоена почетной грамоты Министерства культуры РФ «За большой вклад в развитие культуры» и серебряной медали «За заслуги в сохранении русской культуры». Ведет активную концертную деятельность, сотрудничает с такими коллективами, как «Московское трио», «Брамс-трио», квартетом «Московская балалайка», органистами Натальей Летюк, Федором Строгановым и др. Исполняла партии в операх «Путешествие в Реймс» Дж. Россини, «Евгений Онегин» и «Иоланта» П. Чайковского, «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Кармен» Ж. Бизе, «Алеко» С.Рахманинова. С 2009 г. – старший преподаватель РАМ им. Гнесиных по классу «Сольное пение».
Елена Дядянова (меццо-сопрано) с отличием окончила РАМ им. Гнесиных и также магистратуру. Лауреат всероссийских и международных конкурсов. В 2008-2014 гг. – солистка театра-студии Академии, где исполняла партии Лариной («Евгений Онегин»), Полины («Пиковая дама»), Чьески («Джанни Скикки»). В 2011, 2013 гг. - участник испано-русской летней школы РАМ им. Гнесиных и Высшей школы музыки Каталонии (ЭСМУК), где проходили концерты и мастер-классы выдающихся вокалистов-педагогов. Ведет активную творческую деятельность, репертуар певицы включает произведения русских, зарубежных и современных композиторов. С 2016 г. работает на кафедре сольного пения РАМ им. Гнесинх.
Дмитрий Боос (тенор) – студент II курса РАМ им. Гнесиных. Активно участвует в оперных спектаклях оперной студии-театра Академии. Лауреат международных и всероссийских конкурсов и фестивалей. Гастролировал в городах России и Китае. В репертуаре певца особое место занимают партии из опер П. И. Чайковского; 2015 г. исполнил партию Германа в постановке в «Мистерия о Пиковой даме» с оркестром New Classic Band. Также его репертуаре исполнителя редко исполняемые произведения.
Евгений Пенцак (бас-баритон) – окончил дирижерско-хоровое отделение Академического музыкального училища при Московской консерватории. Работал в Ивановском музыкальном театре, преподавал вокальный ансамбль в Театральной школе ДДТ САО г. Москвы. Лауреат I степени Московского городского конкурса педагогического мастерства «Признание». С 2016 г. – солист Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского. В репертуаре ведущие партии в операх «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Милосердие Тита» и «Так поступают все» В. А. Моцарта, «Юлий Цезарь в Египте» и «Ксеркс» Г. Ф. Генделя.
Академический хор Российской академии музыки им. Гнесиных был создан в 1948 г. За дирижерским пультом хора стояли такие выдающиеся дирижеры, как А. Хазанов, А. Рыбнов, В. Минин, С. Гусев, Б. Селиванов, В. Семенюк, А. Юрлов. По инициативе последнего хор участвовал в исполнении монументальных хоровых произведений Дж. Верди, И. Брамса, С. Танеева, С. Прокофьева, Г. Свиридова. В 2010 г. хор РАМ возглавил профессор Дмитрий Онегин. Коллектив ведет активную концертную деятельность, выступая в лучших залах столицы, участвуя в фестивалях и конкурсах; дважды завоевал I место на XXX Международном фестивале-конкурсе церковной музыки «Хайнувка» в Белостоке (Польша, 2011 и 2016), удостоен I премии на IV Международном хоровом фестивале-конкурсе духовной музыки «Laudate Dominum» в Вильнюсе (Литва, 2013).
Гнесинский барочный оркестр создан в Российской академии музыки им. Гнесиных в 2007 г. по инициативе заслуженного артиста России, профессора А. Фисейского. Его участниками были аспиранты и студенты Академии. Оркестр неоднократно принимал участие в международных проектах «Австрийской барочной академии», регулярно выступает на ведущих московских концертных сценах. В репертуаре коллектива – центральные произведения барочного и классического репертуара, включая «Мессу си минор», Бранденбургские концерты и кантаты И. С. Баха, ораторию «Мессия» и Concerto grossi Г. Ф. Генделя, органные концерты Й. Гайдна, церковные сонаты В. А. Моцарта и др. В 2009 г. в Германии при участии оркестра был осуществлен уникальный проект –исполнение всех органных концертов Г. Ф. Генделя, приуроченный к 250-летию со дня смерти великого композитора. Солистом и дирижером в этих концертах выступил выдающийся российский органист А. Фисейский. В разные годы с оркестром выступали российские и зарубежные исполнители. «Гнесинский барочный оркестр» – постоянный участник Международных симпозиумов «Орган в XXI веке» и Международных фестивалей «Музыкальное приношение И. С. Баху» в Российской академии музыки им. Гнесиных.
В программе: Г. Ф. Гендель