30 октября, воскресенье 19.00
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (1685-1750)
Избранные произведения для органа
Программа вторая
Авторский цикл из 5 концертов
играет заслуженный артист России, профессор
Александр Фисейский
Выдающийся российский органист, заслуженный артист России,профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных Александр Фисейский представляет авторскую антологию органной музыки Бахана историческом органе Кафедрального собора свв. Петра и Павла. В рамках пяти концертов прозвучат сочинения, созданные Бахом во всех органных жанрах, как в ранние годы, так и в последние десятилетия жизни.
Наследие И. С. Баха занимает в творчестве Фисейского особое место. Музыкант гастролировал с уникальным циклом концертов «Все органные сочинения Баха» в России и за рубежом. В 2000 году, по случаю 250-летия со дня смерти Баха, он четыре раза исполнил этот цикл на родине великого немца, причём в Дюссельдорфе сыграл его в течение одного дня (исполнение длилось 19 часов!). Компакт-диски с записью фрагментов дюссельдорфского «органного марафона» были изданы немецкой фирмой Griola, а Александр Фисейский был занесен в Книгу рекордов планеты (Российский аналог Книги рекордов Гиннеса).
Органная музыка Баха – энциклопедия творчествакомпозитора и многоликое отражение эпохи. Баховский орган – «океан гармонии, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своем», главная стихия творчества великого немца.Орган для него был своего рода оркестром, способным выдержать грандиозный размах баховского гения, с его помощью композитор мог донести до широкой аудитории свои мысли и эмоции. Произведения для органа подобны фрескам в живописи,отсюда концертность органного стиля, театрально-приподнятый драматизм образов, виртуозность.
Во вторую программу вошли в основном сочинения, написанные Бахом в первый большой период его творчества – в годы работы придворным органистом в Веймаре (1708-1717). На эту должность музыкант, которому едва исполнилось 23 года, заступил уже зрелым мастером – великолепным органистом-виртуозом и сложившимся композитором. Да, в его сочинениях ощущается влияние предшественников: в Прелюдии и фуге соль минор, Прелюдии и фуге ре мажор – Дитриха Букстехуде, у которого Бах совершенствовался зимой 1705–1706 гг., в Партите на тему хорала Sei gegrüßet, Jesu gütig – люнебургского органиста Георга Бёма. Но уже здесь видно, насколько далеко ушел Бах своих наставников.
Прозвучат пять хоральных обработок, также написанных в годы юности. А остальные сочинения раскрывают интереснейшую тему отношений Бахом с окружающим музыкальным ландшафтом и чужим музыкальным «словом». Тема Фуги си минор заимствована из Церковной сонаты Арканджело Корелли, Концерт до мажор представляет собой органную транскрипцию оркестровой пьесы принца Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского. А тема французского композитора Андре Резона лежит в основе Пассакалии до минор – одного из величайших творений Баха, по праву занимающего место в золотом фонде органного репертуара.
Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.
Пропаганда национального органного наследия — ещё одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. — 1800 год)».
В программе:
Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия и фуга соль минор, BWV 535
Хоральные обработки:
Gottes Sohn ist kommen, BWV 703
Liebster Jesu, wir sind hier, BWV 730
Christ lag in Todesbanden, BWV 695
Wer nur den lieben Gott läßt walten, BWV 690
Aus der Tiefe rufe ich, BWV 745
Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532
Фуга си минор на тему А. Корелли, BWV 579
Партита на тему хорала „Sei gegrüßet, Jesu gütig“, BWV 768
Концерт до мажор, BWV 595
Пассакалия до минор, BWV 582