2 октября / воскресенье, 19:00
В. А. Моцарт
«РЕКВИЕМ»
«Реквием» Моцарта — величайший музыкальный шедевр, одно из самых любимых и часто исполняемых произведений классического репертуара. Оно окутано легендами и тайнами: тридцатипятилетний композитор не успел его завершить, но вложил в него всю силу своего гения, потому что был уверен — этими звуками он прощается с жизнью и земным миром. Духовное завещание великого Моцарта и поныне будоражит души людей, заставляя задуматься о самом важном. И ничто не может сравниться со звучанием «Реквиема» в стенах большого собора, где музыка обретает подлинное величие.
Немало способствовал популярности этого сочинения мистический ореол легенды: «Реквием» был заказан Моцарту за несколько месяцев до его смерти человеком в черном, не пожелавшем назвать себя. Эта загадочная история легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», она занимает важное место в знаменитом фильме Формана «Амадеус». На самом деле «чёрный человек» был всего лишь слугой графа Вальзегга, большого любителя музыки. Граф играл на нескольких инструментах, но хотел прославиться как композитор, не умея при этом сочинять. Поэтому он анонимно, за большие деньги заказывал лучшим композиторам своего времени сочинения, которые затем выдавал за свои. «Реквием» он заказал к годовщине смерти своей жены, однако для Моцарта это совпадение кажется роковым.
2 октября бессмертный шедевр Моцарта исполняют солистка Большого театра Екатерина Щербаченко (сопрано), лауреаты международных конкурсов Полина Шамаева (меццо-сопрано), солист театра «Новая опера» Юрий Ростоцкий (тенор), Вадим Зарипов (бас). Камерный оркестр Московской областной филармонии «Инструментальная капелла» и Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова. Дирижёр — Олег Романенко.
Екатерина Щербаченко (сопрано) — солистка Большого театра. Окончила Московскую консерваторию, начинала карьеру в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В её репертуаре — ведущие партии в операх «Евгений Онегин» и «Иоланта», «Турандот» и «Богема», «Кармен», «Дон Жуан», «Руслан и Людмила». Выступает на сцене лучших оперных театров мира: Ла Скала (Милан), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Лионская опера, Баварская опера (Мюнхен), театр Коммунале (Флоренция), Цюрихская опера, Театр Реал (Мадрид), сотрудничает с дирижёрами А. Лазаревым, В. Гергиевым, А. Ведерниковым, З. Метой, Т. Курентзисом и др. Принимает участие в постановках всемирно известных оперных фестивалей: Глайндборнского (Англия), фестиваля в Экс-ан-Провансе (Франция).
Полина Шамаева (меццо-сопрано) – солистка Московского театра «Новая Опера» им. Е. В. Колобова. Окончила Академию хорового искусства им. В. С. Попова по специальностям «дирижирование» и «сольное пение». Лауреат Всероссийского конкурса «Молодые таланты России» (2009). Сотрудничала с такими выдающимися дирижерами, как М. Плетнев, С. Сондецкис, Г. Ринкявичус, В. Понькин, В. Попов, В. Спиваков и др. Участвовала в концертном исполнении опер «Пиковая дама» (Полина), «Иоланта» (Лаура) и «Царская невеста» (Дуняша). В репертуаре певицы партии меццо-сопрано более чем в 30 произведениях кантатно-ораториального жанра.
Юрий Ростоцкий (тенор) — солист театра «Новая опера». Неоднократный стипендиат Министерства культуры РФ, выпускник РАМ им. Гнесиных. Исполнил партии тенора в «Реквиеме» и «Коронационной мессе» В.А. Моцарта, «Мессии» Г.Ф. Генделя, «Страстях по Иоанну» И.С. Баха, «Песне о Земле» Г. Малера, «Рождественской оратории» К. Сен-Санса, «Всенощном бдении» С.В. Рахманинова, «Пульчинелле» И.Ф. Стравинского. Сотрудничает с ГАСО России им. Е.Ф. Светланова, ГСО «Новая Россия», Президентским оркестром РФ, Симфоническим оркестром г. Пярну (Эстония), оркестром Pratum Integrum, Московским ансамблем современной музыки, ансамблем «Opus Posth». Гастролировал в Европе, США, Мексике, Японии, Северной и Южной Корее.
Вадим Зарипов (бас) – выпускник ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. В прошлом – солист Челябинского государственного академического театра оперы и балета, ныне – солист хора Сретенского монастыря.
Камерный оркестр «Инструментальная капелла» (основан в 1979) – один из немногих коллективов-первооткрывателей аутентичного исполнительства в России. В его репертуаре – западноевропейская музыка эпохи барокко и венского классицизма, произведения русских композиторов. Коллектив отличают обращение к традициям ансамблевой игры XVII-XVIII веков, внимание к стилю эпохи. Музыканты выступают с концертами по всей России, гастролируют за рубежом, регулярно проводят детские благотворительные и просветительские концерты. Художественный руководитель – Заслуженный деятель искусств России Андрей Петренко.
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова уже более полувека радует своим искусством поклонников хоровой музыки во всём мире, предлагая слушателям разнообразные программы классических произведений, сочинений современных композиторов и народных песен. Один из старейших коллективов России, хор был организован в 1956 году. На счету хора множество премьер сочинений российских композиторов, многие из них вошли в фонд радио и телевидения, записаны фирмой «Мелодия». Коллектив — непременный участник празднований Дней города, юбилеев и других торжеств. Большой успех сопровождает многочисленные гастроли хора по стране и за рубежом (в Австрии, Швеции, Нидерландах, Германии, Франции, Финляндии, Польше, Румынии, Греции, Корее, Японии). Художественный руководитель и дирижёр – Николай Азаров.
Олег Романенко — дирижёр, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. С 2007 сотрудничает с австрийским камерным оркестром Louise Spohr Sinfonietta. В 2008 создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под управлением О. Романенко прозвучали «Мессия» Г. Ф. Генделя, «Семь слов Спасителя на кресте» Й. Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева), «Страсти по Иоанну» и «Магнификат» И. С. Баха.
В программе: В. А. Моцарт. «Реквием» для солистов, хора и симфонического оркестра