16 октября, воскресенье 19.00
Третий международный фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata
АБЕЛЯР И ЭЛОИЗА
Средневековые песни на латыни о любви земной и небесной
Ensemble Labyrinthus (Россия-Швейцария)
Солисты: Норберт Роденкирхен – средневековые флейты, кифара (Германия), Анна Миклашевич – вокал, Данил Рябчиков – цитоль
Письма Абеляра и Элоизы читают актеры Екатерина Виноградова и Михаил Присмотров
История любви средневекового философа и теолога Пьера Абеляра (1079-1142) и Элоизы – одна из самых захватывающих и прекрасных из всех, какие знает человечество. Благодаря ей возникла не менее прекрасная музыка: песни Абеляра о его любви распевал весь Париж, для монастыря своей возлюбленной Абеляр написал один из первых авторских богослужебных циклов, его библейские плачи определили развитие этого жанра на ближайшие 100 лет. Вероятно, что и Элоиза писала музыку: несколько произведений, связанных с ней, прозвучат на концерте, вместе с фрагментами писем двух самых известных влюбленных Средневековья. Кроме того, прозвучит реконструкция недавно найденного сочинения IX века – cтихов из знаменитой эклоги Вергилия «Omina vincit amor» («Все побеждает любовь»).
Петр Достопочтенный, аббат Клюни и один из известнейших реформаторов монашества 12 века, называл Абеляра в эпитафии «Сократом Франции, великим Платоном Запада и нашим Аристотелем». Неизвестный автор эпитафии Элоизы называет уже ее равной Абеляру в «чувстве, характере и искусствах», а знания ее в писаниях и вовсе находит несравненными. История любви Элоизы и Абеляра описана во многих книгах – от романа о розе до книг Жан-Жака Руссо и Марка Твена. Известнейший философ и его ученица младше его примерно на 10 лет, недолгое время счастья, бегство из Парижа от дяди Элоизы, свадьба, рождение сына.
За этим последовало оскопление Абеляра затаившим обиду каноником Фульбером, дядей Элоизы. Уход обоих в монастырь и долгие скитания Абеляра. Элоиза всю вторую половину своей жизни пробыла аббатиссой монастыря Параклит, основанного Абеляром. Но их письма друг другу стали самой удивительной перепиской средневековья. Элоиза была корреспондентом четырех пап и множества других известных людей своего времени, но только ее переписку с Абеляром продолжали читать десятилетиями, столетиями.
Норберт Роденкирхен — выдающийся немецкий флейтист и композитор, одним из наиболее известных и авторитетных интерпретаторов средневековой музыки. С 1996 г. — солист ансамбля Sequentia, регулярно выступает с французским ансамблем Dialogos. Более 20 лет центральным направлением в творчестве Роденкирхена является художественный диалог между старой и новой музыкой, средневековьем и современностью. Он активно выступает в качестве композитора и импровизатора, сочиняет музыку для телевизионных документальных фильмов и театра, в 2003-11 гг. являлся художественным руководителем серии концертов «Schnütgen Konzerte – Musik des Mittelalters» в средневековом музее Кёльна. Ведёт мастер-классы по средневековой музыкальной импровизации в таких известных учебных заведениях как зальцбургский Моцартеум, высшая музыкальная школа в Кёльне, Лионская консерватория и др.
Анна Миклашевич (сопрано) – окончила Московскую консерваторию, уже во время учебы заинтересовалась исполнением старинной музыки, выступала с ансамблями «Labyrinthus», «Intrada», «Alta Capella», «The Pocket Symphony» и др. В 2012 г. поступила на вокальную кафедру Schola Cantorum Basiliensis (Базель, Швейцария), где продолжила изучение старинной музыки и исторически информированного исполнительства. Принимала участие в мастер-классах А. Шолля, Э. Киркби, Б. Бэгби и др. Ведет активную концертную деятельность, выступает на международных фестивалях. Сотрудничает с различными ансамблями старинной музыки, а также с оркестрами La cetra Barockorchester, Capriccio Basel, Bach-Collegium Freiburg, Novantik и др. Живет и учится в Базеле.
Ансамбль Labyrinthus (Россия-Швейцария) основан в 2010 году. Это первый российский ансамбль, исполняющий средневековую музыку, прорвавший «железный занавес» и выступавший на самых престижных европейских фестивалях и концертных площадках. Первый CD ансамбля «Carmina Helvetica» заслужил признание западноевропейской публики и критики.
В центре внимания ансамбля музыка XII-XIV веков. Его название связано с традицией средневековых лабиринтов, в процессиях по которым вероятно использовалась особая паралитургическая музыка, составляющая основу репертуара ансамбля.
Фестиваль средневековой музыке Musica Mensurata — уникальный проект, в котором оживает музыка, дошедшая до нас по рукописям почти тысячелетней давности. Он даёт возможность услышать музыку X-XIV веков в исполнении музыкантов, специализирующихся на аутентичном исполнительстве, а также сочинения, никогда прежде не звучавшие в России, на редких исторических инструментах.
Второй фестиваль Musica Mensurata был посвящен географическим и временным границам. В этом году фестиваль обращается к границам еще менее осязаемым – границам между земным и небесным, священным и профанным. Музыка, рожденная в XX-XIII вв. на границе церковного и светского, небесного и земного, в изобилии дошла до наших дней: сохранились многие сотни произведений – на порядок больше, чем музыки трубадуров и миннезингеров. Именно ей посвящены три концерта III международного фестиваля средневековой музыки Musica Mensurata. Художественный руководитель фестиваля – Данил Рябчиков.
Другие концерты фестиваля:
9 октября, воскресенье 19.00
ВИДЕНИЯ СВ. ХИЛЬДЕГАРДЫ БИНГЕНСКОЙ (1098-1179)
Ансамбль PER-SONAT (Германия)
Сабине Лютценбергер (вокал)
Батист Ромэн (виела)
Песнопения св. Хильдегарды Бингенской из Дендермондской рукописи (XII в.)
13 октября, четверг 20.00
Норберт Роденкирхен (флейты, Германия)
Менестрель в Париже
Искусство инструментальной импровизации XIII века.