9 октября, воскресенье 19.00
ВИДЕНИЯ СВ. ХИЛЬДЕГАРДЫ БИНГЕНСКОЙ (1098-1179)
Ансамбль PER-SONAT (Германия)
Сабине Лютценбергер (вокал)
Батист Ромэн (виела)
Песнопения св. Хильдегарды Бингенской из Дендермондской рукописи (XII в.)
Третий международный фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata откроется 9 октября в Кафедральном соборе свв. Петра и Павла концертом известного немецкого ансамбля per-sonat, который впервые в России представит песнопения св. Хильдегарды Бингенской из Дендермондской рукописи XII века.
Святая Хильдегарда Бингенская (1098-1179) – немецкая монахиня, аббатиса монастыря Рупертсберг, визионерка и одна из первых широко известных женщин-композиторов, – была канонизирована недавно, в 2012 году, но ее известность и слава насчитывает много лет. Музыкальные произведения Хильдегарды отличаются яркой индивидуальной выразительностью и в общем не подчиняются композиционно-техническому канону григорианского хорала. Такая же личная интонация харатерна и для текстов аббатисы.
Неожиданная популярность её музыкальных сочинений началась в 1980-х годах и сейчас Хильдегарда Бингенская входит в число наиболее известных средневековых композиторов. Ансамбль per-sonat – сопрано Сабине Лютценбергер и виелист Батист Ромэн – одни из лучших современных исполнителей музыкального наследия композитора: их запись признавалась рядом критиков лучшей записью произведений аббатисы из Рупертсберга.
Ансамбль per-sonat, созданный в 2008 году, основное внимание сосредотачивает на внимательном изучении первоисточников и особенностей звучания музыкальной поэзии. Участники ансамбля – известные исполнители старинной музыки – вместе со стремлением к максимальной исторической достоверности создают яркие, инновационные и захватывающие исполнения дошедших до нас средневековых произведений.
На их московском концерте слушатели смогут соприкоснуться с миром паралитургической музыки – духовными, но совсем не богослужебными текстами на латыни, средневековыми музыкальными инструментами – и услышать, как музыка такого рода звучала в монастырях в XII веке.
Международный фестиваль средневековой музыке Musica Mensurata — уникальный проект, в котором оживает музыка, дошедшая до нас по рукописям почти тысячелетней давности. Он даёт возможность услышать музыку X-XIV веков в исполнении музыкантов, специализирующихся на аутентичном исполнительстве, из России и других европейских стран. В его программе можно услышать сочинения, никогда прежде не звучавшие в России, на редких исторических инструментах — виелах, цитоли, кифаре, средневековых поперечных флейтах, и т.д.. Вокальная музыка звучит на разых старинных языках: от средневековой латыни до средневерхненемецкого.
Второй фестиваль Musica Mensurata был посвящен географическим и временным границам. В этом году фестиваль обращается к границам еще менее осязаемым – границам между земным и небесным, священным и профанным.
Можно ли на литургическом языке говорить о личных переживаниях? О чем и как пели клирики, монахи, пилигримы вне церковной службы?
Музыка, рожденная в XX-XIII вв. на границе церковного и светского, небесного и земного, в изобилии дошла до наших дней: сохранились многие сотни произведений – на порядок больше, чем музыки трубадуров и миннезингеров. Именно ей посвящены концерты III международного фестиваля средневековой музыки Musica Mensurata.
Художественный руководитель фестиваля – Данил Рябчиков.
Другие концерты фестиваля:
13 октября, 20:00, Москва, Кафедральный собор свв. Петра и Павла
Менестрель в Париже. Искусство инструментальной импровизации XIII века.
Норберт Роденкирхен (Германия)
16 октября, 19:00, Москва, Кафедральный собор свв. Петра и Павла
Абеляр и Элоиза. Средневековые песни на латыни о любви земной и небесной.