7 августа / воскресенье, 19.00
Песни наивных
Играет лауреат международных конкурсов
Анна Орлова (орган)
Можно ли обрести мудрость в юные годы или до глубокой старости оставаться наивным? История знает немало удивительных примеров, как искусство преображает творцов и позволяет им сочетать опыт и невинность, мудрость и простодушие. А шедевры рождаются независимо от возраста. Надежда немецкого органного романтизма Юлиус Ройбке умер в 24 года – юным восторженным мальчишкой, а великий мастер французского романтического органа Сезар Франк – 67-летним философом и уважаемым профессором, но оставшимся мечтателем. О судьбах гениев и высшем смысле их творений под сводами собора предлагает поразмышлять Анна Орлова.
Соната Ройбке – программное произведение. Взяв за основу псалом №94, молодой композитор предпослал сонате текст, открывающийся строками:
Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
Доколе нечестивые торжествовать будут?
Не по годам зрелому музыкальному размышлению Ройбке, строгому и рассудительному, отвечает ми-мажорный «Хорал» Франка. Маститый композитор, признанный мастер органа на закате жизни написал потрясающие в своей простоте и искренности, совершенные по форме и воплощению, наполненные жаждой жизни органные сочинения. Не менее удивительно и «Скерцо» Макса Регера: сложно поверить, что эта легкая, прозрачная ностальгическая мимолетность написана автором грандиозных органных полотен.
Музыка французских мастеров в концерте доминирует: сочинения композиторов XVIII, XIX и XX веков представляют три главных вехи в истории органного искусства. Органист королевской капеллы Версаля Луи Маршан – высокое барокко, причудливое и изысканное. «Хорал» Франка – большой романтический стиль, наполненный звуковыми красками и богатством эмоций. А один из величайших органистов прошлого столетия Марсель Дюпре в своих сочинениях делает ставку на виртуозность, умело сочетая ее с традициями и своей неизменной любовью к григорианике. Под влиянием французской школы сочинял Александр Гедике, хранитель органной культуры после революции, в первые десятилетия Советского Союза, поэтому появление в концерте его музыки совершенно закономерно.
Анна Орлова (орган) – студентка Московской консерватории имени П. И. Чайковского по классу органа (проф. Н. Н. Гуреева-Ведерникова). Принимала участие в мастер-классах Р. П. Рамиреса, У. Вальтера, Л. Ломанна, Т. Троттера, М. Радулеску и А. Гаста. Лауреат II премии конкурса органной академии Любек-Травемюнде (Германия, 2011), лауреат II премии III Международного конкурса органистов им. А. Ф. Гедике (Москва, 2013), обладатель приза зрительских симпатий конкурса летней органной академии Матаро-Барселона (2014).
В программе:
Л. Маршан (1669-1732). «Диалог» из Третьей органной книги
М. Дюпре (1886-1971). Прелюдия и фуга g-moll, op. 7
А. Ф. Гедике (1877-1967). Фантазия f-moll op. 97
М. Регер (1873-1916). Скерцо ор.65
С. Франк (1822-1890). Хорал E-dur
Ю. Ройбке (1834-1858). Соната на Псалом №94