13 марта / воскресенье, 19:00
Играет Хансйорг Альбрехт
В соборе свв. Петра и Павла выступит Хансйорг Альбрехт — выдающийся немецкий органист и дирижёр, художественный руководитель Мюнхенского оркестра Bach Collegium. Органные концерты музыканта проходят в крупнейших соборах и прославленных концертных залах Европы, России и США; среди оркестров, с которыми он играл, — Камерата Зальцбург, оркестр Баварского радио, Романской Швейцарии, Академии Санта Чечилия в Риме, Израильской и Чешской филармонии и многих других. В Москве он представит программу, в которую вошли сочинения двух величайших органных композиторов — Иоганна Себастьяна Баха и Оливье Мессиана.
Фигуры великого немецкого мастера барокко и гениального французского композитора ХХ века не случайно стоят рядом. Оба они, и Бах, и Мессиан, служили органистами в церкви, вера и служение Богу стали основами их земного существования.
И в истории органной музыки их роль равнозначна. Оба композитора были магами органа, прославились как выдающиеся органисты и импровизаторы. Они подытожили и завершили значительные периоды развития органной школы (Бах – барочной, Мессиан – романтической и позднеромантической) и открыли для неё совершенно новые горизонты. В каком-то смысле их обоих можно считать пророками.
«Для такого гения, как Бах,— пишет Серов, — самым родным инструментом был орган, этот океан гармонии, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своём». В органных сочинениях мы читаем credo великого композитора, создававшего свою музыку во славу Божью. В исполнении Альбрехта прозвучат три знаменитых произведения Баха: Чакона ре минор, Партита си минор и органная Пассакалья.
Если хоть один человек на Земле был способен услышать и передать музыку сфер, то, несомненно, этим человеком был Мессиан. Цикл из семи частей «Явление вечной Церкви» он написал в 24 года. Закончив парижскую консерваторию, Мессиан получил место органиста в церкви Святой Троицы, где прослужил целых 50 лет. Мощь образов и великолепие красок органа, которыми так мастерски пользуется композитор, захватывает нас, побуждает отстраниться от мирской суеты и сосредоточиться на медленном течении времени. Не случайно говорят, что Мессиан заставляет переосмыслить наше представление о времени и пространстве.
«Небесное пиршество» — блестящий образец стиля и эстетики Мессиана. «Густую» и «тёплую» текстуру его музыкальной ткани, однажды услышав, невозможно спутать ни с чем. Композитор создаёт фантастическую звуковую атмосферу, целый космос, где можно почувствовать себя как в невесомости. Удивительная работа с регистрами поражает эффектами, которые, казалось бы, невозможно создать на акустическом инструменте.
Хансйорг Альбрехт – немецкий органист, клавесинист и дирижёр, художественный руководитель Мюнхенского баховского хора и оркестра. Выступает как солист и участник камерных ансамблей, играл в крупнейших соборах и прославленных концертных залах Европы, России и США. Сотрудничал с Израильским и Чешским филармоническим оркестром, симфоническими оркестрами Академии Санта Чечилия в Риме, Романской Швейцарии, Баварского радио, Камерата Зальцбург и Кремерата Балтика. Записал несколько компакт-дисков в качестве дирижёра и органиста для фирмы OehmsClassics, в 2013 был номинирован на премию Грэмми.
В качестве дирижёра постоянно выступает с Мюнхенским симфоническим оркестром, оркестром Bach Collegium Мюнхена и Гамбургским хором им. К. Ф. Э. Баха. Дирижировал такими оркестрами, как Баварский государственный, Чешский филармонический, Гамбургский симфонический, оркестр Баварского радио, оркестр Баховской академии Штутгарта и многими другими.
В программе:
И. С. Бах (1685-1750). Чакона ре минор, BWV 1004 (переложение для органа А. Ландманна)
О. Мессиан (1908-1992). «Явление вечной Церкви»
И. С. Бах. Партита си минор, BWV 831
О. Мессиан. «Небесное пиршество»
И. С. Бах. Пассакалья до минор, BWV 582