4 октября / воскресенье, 19:00
Музыкальные традиции Лейпцига. Бах и Мендельсон
Играет Фёдор Строганов (орган)
В программе Фёдора Строганова, одного из лучших российских органистов, звучит музыка двух великих композиторов, сыгравших колоссальную роль в жизни Лейпцига – крупнейшего центра европейской музыкальной культуры. Именно для лейпцигской церкви св. Фомы Бах написал «Страсти по Матфею», Мессу си минор и множество других шедевров, а благодаря Мендельсону в Лейпциге была открыта первая в Германии консерватория.
Наряду с произведениями, созданными композиторами в Лейпциге, прозвучат такие шедевры, как Токката и фуга ре минор Баха и фрагменты из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь» Мендельсона.
«Если Бах – Бог, то Мендельсон – его пророк». Так говорили современники Феликса Мендельсона и были совершенно правы, ведь именно благодаря энтузиазму Мендельсона в начале XIX века музыка Иоганна Себастьяна была заново открыта и оценена по достоинству. Но не только это связывает двух мастеров. Каждый из них в своё время стал ключевой фигурой в музыкальной жизни Лейпцига.
Бах абсолютно преобразил церковную музыку Лейпцига. Он не только занимал пост кантора церкви св. Фомы, но был также «музыкальным директором» всех церквей города, в чьи обязанности входило написание новых духовных сочинений, подбор исполнителей, наблюдение за их обучением и музыкальное сопровождение служб. Для Лейпцига он сочинил 5 годовых циклов кантат, а также признанные величайшими шедеврами «Страсти по Матфею» и Мессу си минор.
Бах играл важную роль и в светской жизни города, возглавляя концерты ансамбля Collegium musicum в кофейне Циммермана, пользовавшиеся большой популярностью у жителей города. Многие камерные сочинения последнего периода он писал именно для этих собраний.
Спустя почти сто лет новую страницу в музыкальной жизни города открыл Феликс Мендельсон. Он возглавил легендарные концерты Гевандхауса, которые при нём стали одними из важнейших событий музыкальной жизни Европы. Вслед за своим великим предшественником Мендельсон создал в Лейпциге величественные духовные сочинения – оратории «Павел» и «Илия». А в 1843 году он встал во главе основанной его усилиями консерватории. И лишь ранняя смерть композитора помешала ему добиться для этого города еще большей музыкальной славы.
Фёдор Строганов — российский органист, клавесинист, композитор, преподаватель Московской консерватории, член Союза композиторов России. Стажировался в Парижской национальной консерватории. Лауреат международных конкурсов.
Более 20 лет ведет обширную концертную деятельность, исполняя органные произведения композиторов эпохи барокко, романтизма, а также собственные сочинения. В 1997-2009 — солист Московской филармонии, органист и клавесинист ансамбля «Академия старинной музыки» под руководством Т. Гринденко, с которым продолжает сотрудничать по сей день.
Выступал со многими творческими коллективами, среди них: Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, РНО, Большой театр, оркестр «Русская филармония», камерные оркестры «Эрмитаж», «Kremlin», «The Pocket Symphony», «Musica Viva», ансамбли «Орфарион», «Musica Poetica» (Швейцария), «Telemann Consort Moscow», Московский Синодальный хор, Московский хоровой ансамбль духовной музыки «Благовест» и мн. др.
«В игре Фёдора Строганова всегда присутствует интеллектуальное начало, проявляющееся прежде всего в строгом соподчинении целого и деталей, точном и вместе с тем образном и эмоционально насыщенном прочтении авторского текста» (профессор А. Б. Любимов).
В программе:
И. С. Бах (1685-1750)
Токката и фуга ре минор
Хоральная прелюдия «Vater unser»
Трио-соната до минор
Хоральная прелюдия «Jesus Christus unser Heiland» из Органной мессы
Заключительный хор из «Страстей по Матфею»
Ф. Мендельсон (1809-1847)
Скерцо и Свадебный марш из музыки к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь»
Соната ор. 65 №3 ля мажор
Соната ор. 65 № 6 ре минор