Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

23 августа / Воскресенье
начало в 21:00, длительность 1 час 30 минут

Музыка "Золотого века"

23 августа / воскресенье, 19:00

Музыка «Золотого века»

Орган и виолончель

 

Известный дуэт солистов барочной капеллы «Золотой век», Александр Листратов (барочная виолончель) и лауреат международных конкурсов Алексей Шевченко (орган), для своей программы выбрали на этот раз камерные сочинения И. С. Баха. Написанные для светского музицирования, они не утратили духовной связи с церковными произведениями великого мастера.

 

Обрамляют программу две из трёх великолепных сонат для виолы да гамба и клавира. Они написаны, как и большинство камерно-инструментальной музыки Баха, во время работы композитора в Кётене. Предполагают, что сонаты эти были созданы для выдающегося гамбиста Кристиана Абеля, который служил в кётенском оркестре. Но возможно Бах написал их для развлечения своего хозяина, князя Леопольда, который среди прочего играл и на виоле да гамба. 

Немало музыкальных тайн кроет в себе знаменитая сюита для виолончели соло №6. До сих пор учёные спорят, для какого именно инструмента она была сочинена, ведь те исполнительские задачи, которые композитор ставит перед музыкантом в этой сюите, порой оказываются за гранью технических возможностей исполнителя и инструмента. 

Теснее всего с церковными традициями связана органная Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, известная также под названием «Св. Анна», потому что первая тема фуги напоминает один из англиканских гимнов св. Анне. Всё в этом цикле связано с символическим выражением Святой Троицы: три разнохарактерные темы в прелюдии (три духовных образа — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), три раздела и три темы в фуге и даже выбор тональности ми-бемоль мажор с тремя ключевыми знаками. 

Хроматическая фантазия и фуга ре минор уже при жизни Баха заслужила любовь и признание и с тех пор входит в число самых популярных произведений композитора. Теоретическая схема фантазии столь же безупречна, сколь и её художественное воплощение, Бах достигает поразительного эффекта движения гармонической лавины. Под влиянием хроматической фантазии были созданы произведения Моцарта (фантазия c-moll), Бетховена (последние сонаты), Листа (соната h-moll), Франка (Recitativo Fantasia скрипичной сонаты), Регера (Вариации ор. 81) и других. Не менее оригинальна и грандиозная фуга, построенная на хроматической теме и предвосхитившая поиски композиторов начала ХХ века в области двенадцатитоновой техники.  

Хроматическая фантазия и фуга написана для клавира, но её масштабность говорит о влиянии органной традиции. На рубеже XIX-XX веков один из величайших пропагандистов музыки Баха, Макс Регер, сделал переложение этого сочинения для большого органа. Оно и прозвучит в концерте. 

 

Александр Листратов — один из немногих российских исполнителей на барочной виолончели, совершенствовал своё мастерство под руководством видных европейских специалистов. В 2002 стал создателем и руководителем московской барочной капеллы «Золотой век». С 2004 — солист «Оркестра Екатерины Великой» (Санкт-Петербург). Участник фестивалей старинной музыки за рубежом (Авиньон, Хельсинки, Иль де Франс) и в России («Early music», Санкт-Петербург). Преподаёт барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург).

Барочная виолончель — редкий исторический инструмент, который до сих пор нечасто можно услышать в Москве. В отличие от современной виолончели, у неё отсутствует шпиль и используются только натуральные «жильные» струны. Техника игры на таком инструменте значительно отличается от современной.

Алексей Шевченко — ведущий российский органист, лауреат I премии Международного конкурса органистов в Италии «Marcello Galanti» (2001), старший преподаватель Московской консерватории. Участник многих международных фестивалей, активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой» (2005—2007), выступает с барочной капеллой «Золотой век». В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.

Программа:

И. С. Бах (1685-1750)

Соната №2 ре мажор для виолы да гамба и клавира BWV 1028 в версии для виолончели и органа

Прелюдия и фуга ми бемоль мажор BWV 552 для органа

Cюита для виолончели соло № 6 BWV 1012 

Прелюдия и фуга ми минор BWV 548

Соната № 3 соль минор для виолы да гамба и клавира BWV 1029 в версии для виолончели и органа  

 

Исполнители

Александр Листратов

Александр Листратов — один из немногих российских исполнителей на барочной виолончели, совершенствовал своё мастерство под руководством видных европейских специалистов. В 2002 стал создателем и руководителем московской барочной капеллы «Золотой век». С 2004 — солист «Оркестра Екатерины Великой» (Санкт-Петербург). Участник фестивалей старинной музыки за рубежом (Авиньон, Хельсинки, Иль де Франс) и в России («Early music», Санкт-Петербург). Преподаёт барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург).

Барочная виолончель — редкий исторический инструмент, который до сих пор нечасто можно услышать в Москве. В отличие от современной виолончели, у неё отсутствует шпиль и используются только натуральные «жильные» струны. Техника игры на таком инструменте значительно отличается от современной.

Алексей Шевченко

Алексей Шевченко

Органист, клавесинист, пианист. Доцент Московской консерватории, солист барочной капеллы «Золотой век», лауреат международных конкурсов. Окончил Факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории по классам фортепиано, клавесина и исторического фортепиано (класс Ю. Мартынова), а также органа (класс А. Паршина). С 2003 года преподает на этом факультете старинные клавишные инструменты и камерный ансамбль. Мастер-классы А. Шевченко проходят в Российской академии музыки им. Гнесиных, Новосибирской консерватории, Петрозаводской консерватории, Шанхайском педагогическом университете и др. В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.

Выступает на таких престижных площадках, как залы Московской консерватории, Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Дома музыки, Музея музыки им. Глинки, в Кафедральном католическом собор и Кафедральном лютеранском соборе (Москва), во многих городах России. Гастролирует в странах СНГ, Европы, Китайской народной республике и странах Ближнего Востока (Ливан, Сирия, Иордания). 

Сотрудничал с такими музыкантами, как Майкл Чанс (Великобритания), Витторио Гиельми (Италия), Марко Перробоне (Италия), Карстен Эккерт (Германия), Мария Успенская, Назар Кожухарь, Александр Листратов, Алексей Балашов, Игорь Федоров, Яна Иванилова, Алексей Шмитов (Россия), Беттина Хоффман (Германия). Принимал участие в фестивалях Earlymusic (Санкт-Петербург), Oudemusik (Утрехт, Нидерланды), «Альтернатива» и «К 100-летию органа Большого зала Московской консерватории» (Москва), «Званы Софии» (Полоцк, Белоруссия), Фестиваль Юрия Башмета и многих других. 

 

анонсы
25 марта / 21:00
Уникальное сочетание органа и терменвокса: вас ждут переложения популярных шедевров классической музыки, классика органного репертуара и редкая возможность услышать оригинальные сочинения для терменвокса.
26 марта / 20:00
Кантаты Баха на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями знатока духовной музыки Романа Насонова.
2 апреля / 19:00
Калейдоскоп шедевров — от великих мастеров барокко и романтизма до вечных рок-хитов в исполнении одного из самых харизматичных российских органистов.
9 апреля / 19:00
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор – орган (Испания) Василий Коростелёв – дудук, голос Антонио Грамши – бузуки, крумхорн, перкуссия Тарквиний Грамши – дарбука
10 апреля / 19:00
Играет лауреат международных конкурсов Андрей БАРДИН (орган, Красноярск)
Ближайшие концерты
25 марта / 21:00 – 22:30
Уникальное сочетание органа и терменвокса: вас ждут переложения популярных шедевров классической музыки, классика органного репертуара и редкая возможность услышать оригинальные сочинения для терменвокса.
Билеты от 1400₽
26 марта / 20:00 – 20:00
Кантаты Баха на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями знатока духовной музыки Романа Насонова.
Билеты от 600₽
2 апреля / 19:00 – 20:30
Калейдоскоп шедевров — от великих мастеров барокко и романтизма до вечных рок-хитов в исполнении одного из самых харизматичных российских органистов.
Билеты от 1600₽
9 апреля / 19:00 – 20:30
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор – орган (Испания) Василий Коростелёв – дудук, голос Антонио Грамши – бузуки, крумхорн, перкуссия Тарквиний Грамши – дарбука
Билеты от 600₽
10 апреля / 19:00 – 20:20
Играет лауреат международных конкурсов Андрей БАРДИН (орган, Красноярск)
Билеты от 600₽
16 апреля / 19:00 – 20:30
Хор им. Свешникова. Геннадий Дмитряк
Билеты от 600₽
20 апреля / 20:00 – 21:30
Лауреаты международных конкурсов Олеся Кравченко — орган Леонид Гурьев — труба Брасс-ансамбль Brass Brothers В программе: И. С. Бах, Д. Букстехуде, Дж. Кларк, М. Регер, Й. Г. Райнбергер, С. Франк, Г. Форе, А. Мюле
Билеты от 600₽
23 апреля / 20:00 – 21:35
Кантаты Баха на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями знатока духовной музыки Романа Насонова.
Билеты от 600₽
29 апреля / 21:00 – 21:00
Только в концертах Collegium Musicum в Москве можно услышать Реквием Моцарта в пространстве собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра.
Билеты от 1600₽
30 апреля / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка Артур Адамян — скрипка Андрей Рухадзе — скрипка Антон Якушев — скрипка Фёдор Строганов — орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
Билеты от 1600₽
4 мая / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин — орган
Билеты от 1600₽
14 мая / 19:00 – 20:30
Александр Фисейский представляет величайшее органное творение Баха, одно из самых поздних и совершенных сочинений немецкого мастера для этого инструмента. 
Билеты от 600₽
21 мая / 20:00 – 21:35
Кантаты Баха на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями знатока духовной музыки Романа Насонова.
Билеты от 600₽
27 мая / 21:00 – 22:15
Симфонический оркестр, хор и солисты
Билеты от 1400₽
28 мая / 19:00 – 20:30
К 100-летию Дьёрдя Лигети. титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР орган
Билеты от 600₽
15 июня / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Наталья Ужви — орган
Билеты от 1400₽
24 июня / 21:00 – 22:30
Инструментальная капелла. Хор Свешникова. Олег Романенко
Билеты от 1400₽
25 июня / 20:00 – 20:00
Ансамбль Collegium Musicum
Билеты от 600₽
Работает на Cornerstone