2 августа / воскресенье, 19:00
Пассакалья
Шедевры Северной Германии
Органистка Анна Орлова приглашает в музыкальное путешествие по Северной Германии — по тем местам, где жили и творили великие старые мастера органной музыки, где рождались шедевры, которым суждено было остаться в веках. Генрих Шайдеман, Николаус Брунс, Матиас Векман, Дитрих Букстехуде и, наконец, Иоганн Себастьян Бах — композиторы, через творчество которых лежит исторический маршрут, ведущий к вершинам барокко — Золотой эры органной музыки.
Как ни странно, именно в суровом северном крае, на берегах холодных морей, уже в первые десятилетия XVII века расцвела северонемецкая органная школа, которая больше столетия сохраняла за собой одно из ведущих мест в Европе. Среди отцов-основателей — три великих «Ш»: Шайдт, Шютц, Шайдеман. Последний, Хайнрих Шайдеман, всю жизнь провёл в Гамбурге, где 30 лет служил органистом церкви св. Екатерины. Он писал музыку почти исключительно для органа и входил в число самых известных и издаваемых композиторов середины века. До нас дошло множество его сочинений, одно из которых прозвучит в концерте и позволит ощутить особый колорит северной органной школы.
В отличие от Шайдемана, ученика великого нидерландского мастера Яна Свелинка, Матиас Векман больше тяготел к южным странам, с их пышностью и декоративностью во всех видах искусства, в том числе и в музыке, поэтому не удивительно, что и в его сочинениях органично объединились традиции разных стран. Любимый ученик Шютца, Векман работал в Дрездене и Гамбурге, сочинял церковную музыку с инструментальным сопровождением и органную музыку.
Богаче всего в программе представлена музыка Дитриха Букстехуде — органиста церкви св. Марии в Любеке, вольном портовом городе на севере Германии. С начала XVII века здесь находился один из главных культурных центров страны, но, благодаря таланту и энергии Букстехуде, на несколько десятилетий Любек стал буквально музыкальной Меккой Германии. Музыканты со всей Европы приезжали сюда, чтобы принять участие в знаменитых «Музыкальных вечерах» Букстехуде. Был в их числе и молодой Иоганн Себастьян Бах: три месяца в Любеке, когда он слушал игру старшего наставника, в беседах с ним постигал премудрости органной игры, композиции и органостроения, стали для него самой важной «школой» органного мастерства.
В концерте прозвучат произведения Букстехуде, представляющие самые характерные для северонемецкой традиции жанры: токката, пассакалья, прелюдия и хоральная фантазия. Большая органная прелюдия Николауса Брунса, ещё одного ученика Букстехуде, — одно из лучших, но, увы, одно из немногих дошедших до нас сочинений очень яркого органиста своего времени. А завершат концерт хоральная прелюдия и пассакалья Баха — величественные сочинения, раскрывающие всю мощь баховского дарования. Его органная музыка по праву считается великим завершением традиций огромной эпохи, которую называют «золотым веком органа».
Анна Орлова — студентка Московской консерватории имени П. И. Чайковского по классу органа (проф. Н. Н. Гуреева-Ведерникова). Принимала участие в мастер-классах Рауля Прието Рамиреса, Ульриха Вальтера, Людгера Ломанна, Томаса Троттера, Михаэля Радулеску и Арвида Гаста. Лауреат второй премии конкурса органной академии Любек-Травемюнде (Германия, 2011), лауреат второй премии III Международного конкурса органистов им. А. Ф. Гедике (Москва, 2013), обладатель приза зрительских симпатий конкурса летней органной академии Матаро-Барселона (2014).
Программа:
Дитрих Букстехуде (1637–1707). Токката in d (BuxWV 155)
Пассакалия (BuxWV 161)
Хайнрих Шайдеман (1596–1663). Интаволатура «Alleluja, laudem dicide Deo»
Дитрих Букстехуде. Хоральная фантазия «Nun freut euch, lieben Christen gmein» (BuxWV 210)
Прелюдия in e (BuxWV 142)
Матиас Векман (1619–1674). Партита «Прелестное Сияние» (Die Lieblichen Blicke)
Николаус Брунс (1665–1697). Большая прелюдия in e
И. С. Бах (1685–1750). Хоральная прелюдия «Allein Gott in der Höh sei Ehr», BWV 662
Пассакалия, BWV 582