Москва, Старосадский пер., 7/10
24 января 2021 в Соборе Петра и Павла в Москве будет звучать органная музыка Арво Пярта и Микаэла Таривердиева. В программе концерта также хоровые сочинения Альфреда Шнитке, Эрика Уитакра, Карла Дженкинса и других композиторов.
Накануне концерта Московского камерного хора, который исполнит основную часть программы, Вера Таривердиева рассказала об истории создания Микаэлом Леоновичем его первого органного концерта «Кассандра».
— Таривердиев, как известно, обратился к органной музыке в поздний период своего творчества – в конце 80-х. Как Микаэл Леонович пришел к этому?
— Микаэл говорил, что орган интересовал его всегда. Он учился играть на нем еще в годы учебы у Арама Ильича Хачатуряна. У того в классе был маленький орган. И когда Хачатурян уезжал – а это бывало довольно часто – Микаэл Леонович оставался там – сочинял, играл на органе, импровизировал. В последние годы орган стал его любимым инструментом, он много писал для него, написал симфонию, несколько пьес и хоралов и два концерта – первый из которых – «Кассандра».
— В одном из интервью вы говорили, что Таривердиев создал «Кассандру» в Пицунде во время ежегодного отдыха в Абхазии…
— Да, Микаэл Леонович каждый год бывал на море – в Сухуми, очень любил это место. Иногда он путешествовал по побережью и как-то оказался на концерте в Пицунде, маленьком курортном городке, известном своими реликтовыми соснами и органом, установленном в 1979 году в бывшем армянском храме. Сейчас это концертный зал. На нем играла Людмила Габрия-Галустян, молодая талантливая органистка. Красивая, темпераментная, она восхищала своей виртуозностью. Этот вечер в Пицундском храме стал внешним импульсом, после которого и появился концерт, позже названный «Кассандра». Первый вариант концерта был готов уже через несколько дней. Он имел подзаголовок «На тему Фрескобальди» (итальянский композитор – 1583 – 1643 гг.).
— А как появилось само название – «Кассандра»? Имеет ли оно отношение к троянской царевне – предвестнице гибели Трои?
— После возвращения из Сухуми Микаэл Таривердиев оказался в Западном Берлине, где он познакомился с замечательным немецким художником Криcтофом Ниссом. На его выставке, в числе других работ, был выставлен и цикл под названием «Кассандра». Это был образ героини античной трагедии, предупреждающей сегодняшних жителей планеты о нависшей над нами угрозе войны. Через несколько лет – в августе 1992 года полыхнуло в Сухуме. Мы видели по телевизору кадры бомбежек, видели пляж, на котором отдыхали много лет, пирс, над которым летали военные вертолеты, представляли хорошо знакомых людей.
Позже Людмила Габрия-Галустян, уехавшая из Пицунды, говорила:
Я только теперь поняла, о чем написана «Кассандра». Это все о нас, о том, что с нами случилось.
— Но все-таки «Кассандра» – это не типичная музыка «романтика Таривердиева. Музыка более строгая, за исключением лиричной «Арии» с узнаваемой мелодикой Микаэла Леоновича…
— Да, Таривердиев говорил, что в концерте ему хотелось объединить элементы старинной музыки с музыкой сегодняшней, чтобы подчеркнуть, что тема Кассандры – тема предчувствия большой катастрофы, существовала всегда. Но от своего фирменного языка – тонкой лиричности и запоминающихся мелодии он не мог и не хотел уходить.
Органную музыку Микаэла Таривердиева, Арво Пярта, а также премьеру духовного сочинения А. Шнитке «Сей труд» в исполнении Московского камерного хора можно будет услышать 24 января в 19:00 в Соборе Петра и Павла в Москве.
Напишите свое мнение о концерте
Задайте вопрос, напишите отзыв или предложение
Правила посещения собора
Уважаемые слушатели и посетители! Напоминаем, что Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла:
1. Это действующая Церковь. На территории церковного комплекса запрещается:
— курить;
— оставлять мусор;
— находиться в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; в грязной, дурно пахнущей одежде;
— иметь при себе оружие и другие опасные для жизни и здоровья предметы;
— посещать Собор с животными;
— использовать звуковоспроизводящую аппаратуру;
— расклеивать и распространять печатную продукцию;
— использовать пиротехнику, разводить огонь, применять любые пожароопасные устройства;
— проводить самостоятельные экскурсии, не согласованные с администрацией Собора.
2. Дом общины, где хозяйство своими силами осуществляют прихожане сами.
3. Это действующая Церковь, а не публичное общественное пространство, – просьба обращать внимание на запреты и слова сотрудников.
4. В действующую Церковь вход с напитками и едой, с велосипедами и самокатами, с животными и в неподобающей одежде строго воспрещён!
Нельзя расставлять стулья, как удобно, – всё внутреннее убранство собора располагается по схеме, рекомендованной МЧС для вашей же безопасности. Нельзя свободно перемещаться по залу во время концерта, производить съёмку со звуком и со вспышкой.
5. При входе в собор посетители по просьбе дежурного администратора не могут отказать в просьбе предъявить личные вещи для досмотра. С крупногабаритными вещами и продуктами питания, а также напитками в стеклянных ёмкостях вход строго воспрещён.
6. При нахождении в церковном зале Собора посетителям запрещается:
— громко разговаривать;
— заходить за ограждения и в помещения, закрытые для посещения;
— отвлекать дежурного администратора от исполнения им своих должностных обязанностей;
7. На территории церковного комплекса и в Соборе разрешается любительская фото — и видеосъёмка общих планов (без штативов и вспышки), исключая съёмку отдельных экспонатов. Профессиональная съёмка осуществляется по предварительному согласованию с администрацией и в соответствии с утверждённым Порядком.
8. Концерты в Соборе — не просто развлечение. Это духовная работа над собой, с нашей помощью — в той музыке, которую для вас исполняют лучшие музыканты. Это действующая Церковь, и на час с небольшим вы становитесь её частью — в той музыке, которую величайшие композиторы творили для Бога!
9. Все посетители церковного комплекса обязаны:
— соблюдать настоящие Правила и общепринятые нормы;
— выполнять требования сотрудников Собора по поддержанию общественного порядка;
— покинуть территорию Собора ко времени её закрытия.
Граждане, нарушающие установленный настоящими Правилами порядок, могут быть удалены с территории Собора и привлечены к ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ.