Москва, Старосадский пер., 7/10
Адвент в европейской христианской традиции – это особое время, когда в городах царит атмосфера предрождественского ажиотажа, ярмарок и праздничной иллюминации. Но в этом году из-за пандемии Европа встречает праздник с закрытыми дверями. Между тем, в Москве в это время уже в семнадцатый раз проводится фестиваль духовной музыки«Адвент».
Все концерты фестиваля пройдут в Кафедральном соборе Петра и Павла. Сама традиция устраивать концерты под его сводами началась еще в XIX веке: сам Ференц Лист в 1848 году дал здесь органный концерт. Редкий репертуар и возможность услышать музыку в особой акустике собора уже привлекли множество слушателей «Адвента». И как сказал директор фонда Collegium Musicum Олег Романенко:
– Сегодняшнее время ограничений – прекрасная возможность представить серию интереснейших камерных программ: ансамбли старинной музыки создают ощущение тепла, уюта и почти домашнего музицирования – чувство сопричастности к магии звуков.
Фестиваль открывается 28 ноября концертом, посвященным 265-летию со дня рождения Моцарта. Публика в этот вечер услышит не знаменитый «Реквием», а семнадцать церковных сонат. Изящные инструментальные миниатюры, предназначенные для исполнения во время богослужений, Моцарт создал при дворе Зальцбургского архиепископа.
В следующем концерте 2 декабря на«Адвента» выступит Ренессанс-оркестр – группа московских и петербургских музыкантов, специализирующихся на музыке Возрождения. И хотя в времена Ренессанса оркестров еще не существовало, а музыканты объединялись в большие группы только в экстраординарных случаях, Ренессанс-оркестр дает слушателям уникальную возможность услышать звучание тембров старинных инструментов. В программе – сочинения эпохи Ренессанса, в том числе недавно расшифрованные пьесы из Сборника Пьера Фалеза (1571).
«Рождественская музыка от Перотина до Мессиана» – так назвали программу ансамбля «Хронос», полную неожиданных сочетаний: от древнейших византийских стихир и средневековых сочинений до русских песнопений допетровских времен и шедевров XX века. Выступление «Хроноса» (19 декабря) станет своеобразной мистерией, где встречаются Восток и Запад, далекое прошлое и настоящее.
На фестивале прозвучит и современная музыка (12 и 18 декабря). Альтист Сергей Полтавский и органист Владимир Скоморохов исполнят сочинения Арво Пярта, Стива Райха, Нико Мьюли и Кайи Саариахо, а тембры акустических инструментов соединятся с живой электроникой. Органистка Марианна Высоцкая представит программу «Органные фрески: от Мессиана до наших дней» – антологию органной музыки последнего столетия, от Мессиана и Пярта до Шнитке и Китаева.
Центральное место в афише «Адвента» занимает музыка Баха, чье творчество оказало огромное влияние на духовную музыку последующих эпох. Органный вечер «Бах-гала» – особый формат, где органисты разных поколений исполняют на историческом инструменте музыку немецкого гения. В этом году в концерте принимают участие постоянные гости фестиваля и фавориты московской публики –Федор Строганов, Даниэль Сальвадор (Испания), Александр Фисейский.
Закрытие фестиваля состоится 26 декабря. Ансамбль Collegium Musicum под управлением Олега Романенко по традиции исполнит рождественские сочинения Баха – третью часть «Рождественской оратории» и кантату на хорал Мартина Лютера «Слава Тебе, Иисусе Христе», пронизанные ощущением торжественного счастья и рождественского волшебства.
Напишите свое мнение о концерте
Задайте вопрос, напишите отзыв или предложение
Правила посещения собора
Уважаемые слушатели и посетители! Напоминаем, что Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла:
1. Это действующая Церковь. На территории церковного комплекса запрещается:
— курить;
— оставлять мусор;
— находиться в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; в грязной, дурно пахнущей одежде;
— иметь при себе оружие и другие опасные для жизни и здоровья предметы;
— посещать Собор с животными;
— использовать звуковоспроизводящую аппаратуру;
— расклеивать и распространять печатную продукцию;
— использовать пиротехнику, разводить огонь, применять любые пожароопасные устройства;
— проводить самостоятельные экскурсии, не согласованные с администрацией Собора.
2. Дом общины, где хозяйство своими силами осуществляют прихожане сами.
3. Это действующая Церковь, а не публичное общественное пространство, – просьба обращать внимание на запреты и слова сотрудников.
4. В действующую Церковь вход с напитками и едой, с велосипедами и самокатами, с животными и в неподобающей одежде строго воспрещён!
Нельзя расставлять стулья, как удобно, – всё внутреннее убранство собора располагается по схеме, рекомендованной МЧС для вашей же безопасности. Нельзя свободно перемещаться по залу во время концерта, производить съёмку со звуком и со вспышкой.
5. При входе в собор посетители по просьбе дежурного администратора не могут отказать в просьбе предъявить личные вещи для досмотра. С крупногабаритными вещами и продуктами питания, а также напитками в стеклянных ёмкостях вход строго воспрещён.
6. При нахождении в церковном зале Собора посетителям запрещается:
— громко разговаривать;
— заходить за ограждения и в помещения, закрытые для посещения;
— отвлекать дежурного администратора от исполнения им своих должностных обязанностей;
7. На территории церковного комплекса и в Соборе разрешается любительская фото — и видеосъёмка общих планов (без штативов и вспышки), исключая съёмку отдельных экспонатов. Профессиональная съёмка осуществляется по предварительному согласованию с администрацией и в соответствии с утверждённым Порядком.
8. Концерты в Соборе — не просто развлечение. Это духовная работа над собой, с нашей помощью — в той музыке, которую для вас исполняют лучшие музыканты. Это действующая Церковь, и на час с небольшим вы становитесь её частью — в той музыке, которую величайшие композиторы творили для Бога!
9. Все посетители церковного комплекса обязаны:
— соблюдать настоящие Правила и общепринятые нормы;
— выполнять требования сотрудников Собора по поддержанию общественного порядка;
— покинуть территорию Собора ко времени её закрытия.
Граждане, нарушающие установленный настоящими Правилами порядок, могут быть удалены с территории Собора и привлечены к ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ.