8 (800) 222-61-00

Москва, Старосадский пер., 7/10

Фестиваль будет проходить в Соборе Петра и Павла и завершится после католического Рождества 26 декабря.

Адвент в европейской христианской традиции – это особое время, когда в городах царит атмосфера предрождественского ажиотажа, ярмарок и праздничной иллюминации. Но в этом году из-за пандемии Европа встречает праздник с закрытыми дверями. Между тем, в Москве в это время уже в семнадцатый раз проводится фестиваль духовной музыки«Адвент».

Все концерты фестиваля пройдут в Кафедральном соборе Петра и Павла. Сама традиция устраивать концерты под его сводами началась еще в XIX веке: сам Ференц Лист в 1848 году дал здесь органный концерт. Редкий репертуар и возможность услышать музыку в особой акустике собора уже привлекли множество слушателей «Адвента». И как сказал директор фонда Collegium Musicum Олег Романенко:

– Сегодняшнее время ограничений – прекрасная возможность представить серию интереснейших камерных программ: ансамбли старинной музыки создают ощущение тепла, уюта и почти домашнего музицирования – чувство сопричастности к магии звуков.

Фестиваль открывается 28 ноября концертом, посвященным 265-летию со дня рождения Моцарта. Публика в этот вечер услышит не знаменитый «Реквием», а семнадцать церковных сонат. Изящные инструментальные миниатюры, предназначенные для исполнения во время богослужений, Моцарт создал при дворе Зальцбургского архиепископа.

В следующем концерте 2 декабря на«Адвента» выступит Ренессанс-оркестр – группа московских и петербургских музыкантов, специализирующихся на музыке Возрождения. И хотя в времена Ренессанса оркестров еще не существовало, а музыканты объединялись в большие группы только в экстраординарных случаях, Ренессанс-оркестр дает слушателям уникальную возможность услышать звучание тембров старинных инструментов. В программе – сочинения эпохи Ренессанса, в том числе недавно расшифрованные пьесы из Сборника Пьера Фалеза (1571).

«Рождественская музыка от Перотина до Мессиана» – так назвали программу ансамбля «Хронос», полную неожиданных сочетаний: от древнейших византийских стихир и средневековых сочинений до русских песнопений допетровских времен и шедевров XX века. Выступление «Хроноса» (19 декабря) станет своеобразной мистерией, где встречаются Восток и Запад, далекое прошлое и настоящее.

На фестивале прозвучит и современная музыка (12 и 18 декабря). Альтист Сергей Полтавский и органист Владимир Скоморохов исполнят сочинения Арво Пярта, Стива Райха, Нико Мьюли и Кайи Саариахо, а тембры акустических инструментов соединятся с живой электроникой. Органистка Марианна Высоцкая представит программу «Органные фрески: от Мессиана до наших дней» – антологию органной музыки последнего столетия, от Мессиана и Пярта до Шнитке и Китаева.

Центральное место в афише «Адвента» занимает музыка Баха, чье творчество оказало огромное влияние на духовную музыку последующих эпох. Органный вечер «Бах-гала» – особый формат, где органисты разных поколений исполняют на историческом инструменте музыку немецкого гения. В этом году в концерте принимают участие постоянные гости фестиваля и фавориты московской публики –Федор Строганов, Даниэль Сальвадор (Испания), Александр Фисейский.

Закрытие фестиваля состоится 26 декабря. Ансамбль Collegium Musicum под управлением Олега Романенко по традиции исполнит рождественские сочинения Баха – третью часть «Рождественской оратории» и кантату на хорал Мартина Лютера «Слава Тебе, Иисусе Христе», пронизанные ощущением торжественного счастья и рождественского волшебства.

 

 

Источник: Российская Газета