Москва, Старосадский пер., 7/10
20 декабря в соборе свв. Петра и Павла пройдет завершающий концерт VII Международного фестиваля духовной музыки «Адвент». Кульминацией фестиваля в последнее воскресенье Адвента станет традиционное исполнение рождественских кантат Иоганна Себастьяна Баха. С Рождеством связаны более 20 кантат великого кантора, что до сих пор позволяет не повторяться, а каждый год радовать аудиторию музыкой, прежде не исполнявшейся России. Так, кантаты №91 и №197а, написанные на 1-й день Рождества Христова будут исполнены впервые.
Ранее все кантаты Баха в России не исполнял никто. Всего их более 200 – светских и духовных. Мы заказываем ноты в немецком издательстве Carus-Verlag – они единственные, кто осуществил новое научное издание партитур кантат. Но даже в этом новейшем издательстве некоторых кантат в полном виде нет: например, кантата № 197а, которая будет исполнена 20 декабря, существует в виде реконструированной арии альта, от которой сохранилось только 19 последних тактов. Нам приходится восстанавливать ее, буквально складывая пазл по кусочкам, – что-то брать из ранее изданного, что-то из архивов, сверяться по рукописям, – рассказал художественный руководитель фестиваля, дирижер ансамбля Collegium Musicum Олег Романенко.
20 декабря прозвучат две праздничные кантаты на 1-й день Рождества Христова, а также первая кантата из знаменитой «Рождественской оратории». В них Бах удивительным образом передает и тихую святость рождественской ночи, и исключительную торжественность момента, которую создает праздничное звучание труб и литавр.
Исполнение рождественских кантат Баха – продолжение грандиозного проекта фонда Collegium Musicum, в рамках которого все кантаты мастера звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. В составе ансамбля Collegium Musicum играют выпускники Московской консерватории и других вузов Москвы, специализирующиеся на исполнении музыки барокко и прекрасно владеющие особенностями баховского стиля.
Историческое исполнительство в России существует относительно недавно – чуть больше двадцати лет. В мире эта традиция насчитывает не менее шести десятилетий, когда музыку барокко начали исполнять на исторических инструментах в старинном строе. Сейчас достаточно знаний и исследований о том, как сочинения Баха могли звучать при его жизни, в России есть несколько поколений музыкантов, которые специализируются на историческом исполнительстве – с ними можно воплощать в жизнь подобные проекты, – поделился Олег Романенко.
Проект уникален. Collegium Musicum предпринимает редкий даже для современной западной концертной практики эксперимент: все духовные кантаты Баха прозвучат на исторических инструментах в одном пространстве, в рамках одного цикла концертов. Планируется, что завершится цикл в 2027 году.
В музыке Баха удивительным образом соединились сильнейшее индивидуальное религиозное чувство и многовековой опыт христианской церкви, – говорит соавтор проекта, авторитетный исследователь старинной духовной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.
Слушая музыку Баха и православные, и католики, и лютеране могут почувствовать в нем своего единоверца. Каждому эта музыка доступна, нужны лишь внимание, любовь и наше желание эту музыку воспринять, – считает архиепископ Евангелическо-Лютеранской церкви в России Дитрих Брауэр.
В программе: И.С. Бах
Кантаты на 1-й день Рождества:
Кантата № 197а Ehre sei Gott in der Höhe («Слава в вышних Богу»)
Кантата № 91 Gelobet seist du, Jesu Christ («Слава Тебе, Иисусе Христе»)
Кантата № 248/1 — первая часть «Рождественской оратории»: Jauchzet, frohlocket, auf, preiset die Tage («Ликуйте, возрадуйтесь! день сей хвалите!»)
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко
Напишите свое мнение о концерте
Задайте вопрос, напишите отзыв или предложение
Правила посещения собора
Уважаемые слушатели и посетители! Напоминаем, что Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла:
1. Это действующая Церковь. На территории церковного комплекса запрещается:
— курить;
— оставлять мусор;
— находиться в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; в грязной, дурно пахнущей одежде;
— иметь при себе оружие и другие опасные для жизни и здоровья предметы;
— посещать Собор с животными;
— использовать звуковоспроизводящую аппаратуру;
— расклеивать и распространять печатную продукцию;
— использовать пиротехнику, разводить огонь, применять любые пожароопасные устройства;
— проводить самостоятельные экскурсии, не согласованные с администрацией Собора.
2. Дом общины, где хозяйство своими силами осуществляют прихожане сами.
3. Это действующая Церковь, а не публичное общественное пространство, – просьба обращать внимание на запреты и слова сотрудников.
4. В действующую Церковь вход с напитками и едой, с велосипедами и самокатами, с животными и в неподобающей одежде строго воспрещён!
Нельзя расставлять стулья, как удобно, – всё внутреннее убранство собора располагается по схеме, рекомендованной МЧС для вашей же безопасности. Нельзя свободно перемещаться по залу во время концерта, производить съёмку со звуком и со вспышкой.
5. При входе в собор посетители по просьбе дежурного администратора не могут отказать в просьбе предъявить личные вещи для досмотра. С крупногабаритными вещами и продуктами питания, а также напитками в стеклянных ёмкостях вход строго воспрещён.
6. При нахождении в церковном зале Собора посетителям запрещается:
— громко разговаривать;
— заходить за ограждения и в помещения, закрытые для посещения;
— отвлекать дежурного администратора от исполнения им своих должностных обязанностей;
7. На территории церковного комплекса и в Соборе разрешается любительская фото — и видеосъёмка общих планов (без штативов и вспышки), исключая съёмку отдельных экспонатов. Профессиональная съёмка осуществляется по предварительному согласованию с администрацией и в соответствии с утверждённым Порядком.
8. Концерты в Соборе — не просто развлечение. Это духовная работа над собой, с нашей помощью — в той музыке, которую для вас исполняют лучшие музыканты. Это действующая Церковь, и на час с небольшим вы становитесь её частью — в той музыке, которую величайшие композиторы творили для Бога!
9. Все посетители церковного комплекса обязаны:
— соблюдать настоящие Правила и общепринятые нормы;
— выполнять требования сотрудников Собора по поддержанию общественного порядка;
— покинуть территорию Собора ко времени её закрытия.
Граждане, нарушающие установленный настоящими Правилами порядок, могут быть удалены с территории Собора и привлечены к ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ.