Москва, Старосадский пер., 7/10
Дух Рождества
С какой музыкой у нас ассоциируется Рождество? Первыми на ум приходят песни We Wish You a Merry Christmas иIt’s the Most Wonderful Time. Эти мелодии подходят к рождественскому шопингу, но не передают глубокого смысла праздника, которого нужно дождаться по всем правилам адвента — с еловыми венками Вихнера, четырьмя свечами и духовными размышлениями.
Такому настрою помогает Рождественская оратория Баха, исполнение которой давно стало светской частью празднования Рождества во многих европейских странах. Немецкий композитор написал произведение практически без минорных тональностей, буквально дышащее радостью. В нем есть и торжественные фанфары с литаврами, и трогательная колыбельная, и успокаивающая пастораль. Виртуозная партия тенора, наполненная красочными колоратурами, соседствует с перекличкой двух сопрано, создающих выразительный эффект эха. Оратория состоит из шести кантат длительностью по 30 минут, предназначенных для исполнения в разные дни: на Рождество, на второй и третий дни после Рождества, на Новый год, в первое воскресенье после Нового года и на Богоявление (6 января). Произведение было написано в декабре 1734 года всего за неделю. Известно, что Бах пользовался набросками светских кантат, которые он прежде отправлял в качестве подношений своим потенциальным покровителям, в первую очередь саксонскому курфюрсту в Дрезден в надежде стать придворным композитором. Однако при дворе Августа Сильного эти бесценные музыкальные подарки ни разу не исполнялись. Поэтому при создании нового подношения Небесам Бах без особых терзаний использовал уже готовый первоклассный материал. Новые духовные тексты для оратории написал верный друг и помощник Пикандер, преклонявшийся перед талантом кантора из Лейпцига. Кантаты состоят из отрывков Священного Писания и нравоучительных песен, обращенных к сердцам смиренных прихожан.
В наши дни ораторию редко исполняют целиком. Три часа музыки — испытание даже для меломанов, не говоря уже о неподготовленных слушателях. Как правило, звучат три-четыре кантаты, выбранные согласно замыслу дирижера. С развитием аутентичного исполнительства появилась возможность играть на тех инструментах, для которых писал Бах и которые со временем исчезли из оркестров. Бассо континуо, гобой д’амур, гобой да качча — даже их названия звучат как музыка.
На круги своя
Современному слушателю повезло больше, чем самому Баху. В отличие от нас, он нечасто мог услышать собственные произведения — например, Рождественская оратория при его жизни исполнялась только дважды. Кроме того, мы можем познакомиться с его произведениями в различных интерпретациях. Какое именно звучание оратории подразумевал автор, никто доподлинно не знает. Однако ее и сегодня исполняют там, где она прозвучала впервые, — в церкви Святого Фомы в Лейпциге — при участии того хора мальчиков, которым композитор руководил на протяжении 27 лет. Безусловно, своей нынешней всемирной славой Томанерхор (Хор святого Фомы) обязан кантору Баху. Аккомпанировать солистам и хору 11, 12 и 13 декабря будет знаменитый Лейпцигский оркестр Гевандхауза под руководством Готхольда Шварца. Все три дня в церкви Святого Фомы будут исполнять первую, вторую и третью кантаты. Меломанам следует одеваться теплее: зимой в храме прохладно, как и триста лет назад.
В соборе
В России Рождественскую ораторию долгие годы незаслуженно обходили стороной: для исполнения не хватало опытных музыкантов и певцов. Музыку знали в основном по пластинке с голландской записью, выпущенной в начале 1970-х фирмой «Мелодия» по лицензии Phillips. Но и она была известна лишь в кругу специалистов и не могла соперничать в популярности с фугами Баха, прославленными Андреем Тарковским в кино.
Первое живое исполнение оратории в Москве состоялось в конце 1980-х стараниями Гельмута Риллинга — немецкого дирижера, популяризатора музыки Баха, приехавшего в СССР со своим хором и оркестром. С тех пор как Рождественскую ораторию освоили российские музыкальные коллективы, ее все чаще можно слышать в обеих столицах. В январе 2020 года фонд Collegium Musicum организовал концерт в московском лютеранском соборе Петра и Павла: под сводами храма ораторию исполнили хор Intrada и Государственный оркестр имени Светланова. Дирижировал Владимир Юровский, а среди солистов блистала русская звезда барочного пения Юлия Лежнева.
20 декабря в рамках фестиваля «Адвент» в соборе вновь будет звучать Рождественская оратория (первая кантата) и другие кантаты Баха.
Столица мира
Во времена Баха музыкальной столицей Европы был Рим. Оттуда приходили новомодные течения, а успешные музыканты и композиторы считали своим долгом совершить творческое паломничество в Вечный город. Кантору из Лейпцига это было не по карману, да и музыку его в Италии знали немногие. Трудно представить ситуацию, в которой произведения убежденного протестанта и последователя Мартина Лютера могли быть исполнены во владениях папы римского. В наши дни труднее представить себе обратное.
В этом году Рождественская оратория прозвучит 16,17 и 18 декабря в великолепном римском концертном зале Парко делла Музика в исполнении прославленных хора и оркестра Национальной академии Санта-Чечилия. Академия, ранее называвшаяся папской, считается одной из старейших музыкальных институций мира. Многие европейские композиторы были так или иначе с ней связаны. Хор и симфонический оркестр появились при академии в конце XIX века и на данный момент входят в число ведущих музыкальных коллективов. В репертуаре «академиков» преобладает итальянская классика — тем интереснее будет услышать в их исполнении шедевр эпохи барокко. Интригует и тот факт, что место за дирижерским пультом займет виртуоз и интерпретатор старинной музыки англичанин Тревор Пиннок. Под его управлением будут исполнены первая, вторая и третья кантаты из оратории. Среди солистов стоит отметить блистательную американку Робин Йохансен (сопрано), обосновавшуюся в Берлине и выступавшую во многих заметных барочных постановках последних лет.
Аутентичный север
Среди музыкальных экспертов распространено мнение, что наиболее близкими по духу Иоганну Себастьяну Баху сегодня следует считать интерпретации представителей «исторически информированного исполнительства» из Северной Европы. Послушать такой концерт можно будет в амстердамском Консертгебау.
Построенный в 1888 году концерт-холл помнит выступления Густава Малера, Рихарда Штрауса, Игоря Стравинского и других композиторов, чьи имена увековечены в надписях на балконах Большого зала. 22 декабря на его сцене будет блистать Камерный хор Нидерландов, специально созданный для сохранения наследия Баха. По традиции коллектив, возглавляемый дирижером Петером Дейкстрой, каждый год исполняет Рождественскую ораторию с новым оркестром. В этот раз выбор пал на немецкий барочный ансамбль «Кончерто Кёльн», музыканты которого играют на исторических инструментах. Совместно они исполнят первую, вторую и шестую кантаты из оратории.
Напишите свое мнение о концерте
Задайте вопрос, напишите отзыв или предложение
Правила посещения собора
Уважаемые слушатели и посетители! Напоминаем, что Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла:
1. Это действующая Церковь. На территории церковного комплекса запрещается:
— курить;
— оставлять мусор;
— находиться в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; в грязной, дурно пахнущей одежде;
— иметь при себе оружие и другие опасные для жизни и здоровья предметы;
— посещать Собор с животными;
— использовать звуковоспроизводящую аппаратуру;
— расклеивать и распространять печатную продукцию;
— использовать пиротехнику, разводить огонь, применять любые пожароопасные устройства;
— проводить самостоятельные экскурсии, не согласованные с администрацией Собора.
2. Дом общины, где хозяйство своими силами осуществляют прихожане сами.
3. Это действующая Церковь, а не публичное общественное пространство, – просьба обращать внимание на запреты и слова сотрудников.
4. В действующую Церковь вход с напитками и едой, с велосипедами и самокатами, с животными и в неподобающей одежде строго воспрещён!
Нельзя расставлять стулья, как удобно, – всё внутреннее убранство собора располагается по схеме, рекомендованной МЧС для вашей же безопасности. Нельзя свободно перемещаться по залу во время концерта, производить съёмку со звуком и со вспышкой.
5. При входе в собор посетители по просьбе дежурного администратора не могут отказать в просьбе предъявить личные вещи для досмотра. С крупногабаритными вещами и продуктами питания, а также напитками в стеклянных ёмкостях вход строго воспрещён.
6. При нахождении в церковном зале Собора посетителям запрещается:
— громко разговаривать;
— заходить за ограждения и в помещения, закрытые для посещения;
— отвлекать дежурного администратора от исполнения им своих должностных обязанностей;
7. На территории церковного комплекса и в Соборе разрешается любительская фото — и видеосъёмка общих планов (без штативов и вспышки), исключая съёмку отдельных экспонатов. Профессиональная съёмка осуществляется по предварительному согласованию с администрацией и в соответствии с утверждённым Порядком.
8. Концерты в Соборе — не просто развлечение. Это духовная работа над собой, с нашей помощью — в той музыке, которую для вас исполняют лучшие музыканты. Это действующая Церковь, и на час с небольшим вы становитесь её частью — в той музыке, которую величайшие композиторы творили для Бога!
9. Все посетители церковного комплекса обязаны:
— соблюдать настоящие Правила и общепринятые нормы;
— выполнять требования сотрудников Собора по поддержанию общественного порядка;
— покинуть территорию Собора ко времени её закрытия.
Граждане, нарушающие установленный настоящими Правилами порядок, могут быть удалены с территории Собора и привлечены к ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ.