Москва, Старосадский пер., 7/10
Этот зимний музыкальный фестиваль уже в девятый раз пройдет в Москве в особое время Адвента – ожидания праздника Рождества. И хотя само понятие Адвента связано с западной традицией христианской церкви, в России тоже многие стали отмечать это празднование, предшествующее Рождеству – четыре недели, когда готовят сюрпризы, зажигают свечи в венке Адвента, открывают Адвент-календари, наряжают рождественскую елку в доме. И ходят на концерты духовной музыки. В Москве есть такая музыкальная афиша — Рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент», основанный Фондом Collegium Musicum. По традиции концерты фестиваля проходят в Кафедральном соборе святых Петра и Павла в Москве. В этом году фестиваль пройдет с 1 по 25 декабря.
На концерте-открытии 1 декабря в Кафедральном соборе выступит Госоркестр имени Е.Ф. Светланова и Русский хор имени А.В. Свешникова. В этой торжественной программе прозвучат две «тематические» партитуры Мендельсона – Симфония №5 «Реформационная» и Симфония-кантата «Lobgesang» («Хвалебная песнь»). Обе они крайне редко исполняются на российской сцене, есть шанс услышать эту музыку, наполненную светом и ликованием. Исполнение симфоний в этот вечер будет сопровождаться красочной масштабной проекцией.
Дирижер и директор Фонда Collegium Musicum Олег Романенко прокомментировал программу предстоящего фестиваля:
– Я решил посвятить фестиваль 500-летию издания Нового Завета в переводе Мартина Лютера на немецкий язык, а также 505-летию Реформации, без которой этот перевод был бы невозможен… Ни один перевод не достигал той красоты и силы выражения, которых добился Лютер. Это было не просто новое явление в области лингвистики, а подлинное духовное деяние! …Тексты этого перевода вдохновили композиторов на создание великих шедевров, самые известные из которых – Реквием Брамса, кантаты Баха и оратории Мендельсона.
Музыка Феликса Мендельсона откроет фестиваль, а продолжит его 4 декабря органный вечер «Бах-гала» – традиционный для фестиваля «Адвент» формат, когда органисты разных поколений исполняют музыку Баха на историческом органе собора, кстати, одном из немногих сохранившихся в России органов ХIX века. Произведения Баха будут исполнять постоянные участники проектов Collegium Musicum – Федор Строганов, испанский органист Даниэль Сальвадор и мэтр отечественной органной школы Александр Фисейский. Прозвучат Немецкий Te Deum, Прелюдия и фуга ля минор, Импровизация, Маленький гармонический лабиринт, Токката ре минор, и др.
В афише «Адвент» есть программы, посвященные музыке Ренессанса и раннего барокко, исполняющиеся на исторических инструментах. Так, 11 декабря ансамбль The Readers представит произведения итальянского треченто, созданные в 1300-е годы. Прозвучит самая ранняя дошедшая до нас вокальная музыка на итальянском языке, собранная в знаменитом кодексе Росси – коллекции, большая часть которой находится в библиотеке Ватикана, а также сочинения великих композиторов XIV века. Музыканты The Readers не используют в своей работе расшифровки, а работают с оригинальной нотацией и играют исключительно по манускриптам. Кроме того, они занимаются коллективной импровизацией, чтобы сделать эту музыку своим родным языком. Тем более, интересно услышать звучание далекой эпохи.
А 15 декабря ансамбль старинной музыки Transients представит программу «Механизм Рождества» – рождественскую мистерию, которая сложилась из произведений немецких композиторов раннего барокко и рассказывает историю Рождества — от непорочного зачатия до прихода волхвов. В программе будут звучать вокальные и инструментальные сочинения до-баховского круга, живших в XVI-XVII веках — Генриха Шютца, Михаэля Преториуса, Иоганна Шайна, Иеронима Преториуса.
Оригинальная программа прозвучит на фестивале и 18 декабря. Известный альтист Сергей Полтавский со своими коллегами-единомышленниками объединил сочинения Генри Перселла и Клаудио Монтеверди с опусами современных композиторов, а старинные инструменты – с саксофонами. Эту программу он назвал «Зеркало в зеркале»: прозвучат Перселл, Брайерс, Монтеверди, Тавенер, Пярт.
В праздничный день западноевропейского Рождества 25 декабря фестиваль торжественно завершится традиционным исполнением рождественских кантат Иоганна Себастьяна Баха. Ансамбль старинной музыки Collegium Musicum продолжает свой грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями Романа Насонова, крупнейшего знатока духовной музыки. В этот рождественский вечер прозвучат две кантаты, которые объединяет знаменитый гимн Мартина Лютера, написанный им в 1524 году – Nun komm, der Heiden Heiland («Гряди, Спаситель народов»).
Напишите свое мнение о концерте
Задайте вопрос, напишите отзыв или предложение
Правила посещения собора
Уважаемые слушатели и посетители! Напоминаем, что Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла:
1. Это действующая Церковь. На территории церковного комплекса запрещается:
— курить;
— оставлять мусор;
— находиться в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; в грязной, дурно пахнущей одежде;
— иметь при себе оружие и другие опасные для жизни и здоровья предметы;
— посещать Собор с животными;
— использовать звуковоспроизводящую аппаратуру;
— расклеивать и распространять печатную продукцию;
— использовать пиротехнику, разводить огонь, применять любые пожароопасные устройства;
— проводить самостоятельные экскурсии, не согласованные с администрацией Собора.
2. Дом общины, где хозяйство своими силами осуществляют прихожане сами.
3. Это действующая Церковь, а не публичное общественное пространство, – просьба обращать внимание на запреты и слова сотрудников.
4. В действующую Церковь вход с напитками и едой, с велосипедами и самокатами, с животными и в неподобающей одежде строго воспрещён!
Нельзя расставлять стулья, как удобно, – всё внутреннее убранство собора располагается по схеме, рекомендованной МЧС для вашей же безопасности. Нельзя свободно перемещаться по залу во время концерта, производить съёмку со звуком и со вспышкой.
5. При входе в собор посетители по просьбе дежурного администратора не могут отказать в просьбе предъявить личные вещи для досмотра. С крупногабаритными вещами и продуктами питания, а также напитками в стеклянных ёмкостях вход строго воспрещён.
6. При нахождении в церковном зале Собора посетителям запрещается:
— громко разговаривать;
— заходить за ограждения и в помещения, закрытые для посещения;
— отвлекать дежурного администратора от исполнения им своих должностных обязанностей;
7. На территории церковного комплекса и в Соборе разрешается любительская фото — и видеосъёмка общих планов (без штативов и вспышки), исключая съёмку отдельных экспонатов. Профессиональная съёмка осуществляется по предварительному согласованию с администрацией и в соответствии с утверждённым Порядком.
8. Концерты в Соборе — не просто развлечение. Это духовная работа над собой, с нашей помощью — в той музыке, которую для вас исполняют лучшие музыканты. Это действующая Церковь, и на час с небольшим вы становитесь её частью — в той музыке, которую величайшие композиторы творили для Бога!
9. Все посетители церковного комплекса обязаны:
— соблюдать настоящие Правила и общепринятые нормы;
— выполнять требования сотрудников Собора по поддержанию общественного порядка;
— покинуть территорию Собора ко времени её закрытия.
Граждане, нарушающие установленный настоящими Правилами порядок, могут быть удалены с территории Собора и привлечены к ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ.